08.06.2013

«3D-литература». Ответ на вопрос поэта

Еще несколько слов о «простенькой» литературе крымских татар. Можно много говорить о произведении, его теме, идее и др. Однако, как отмечалось ранее, при обычном подходе к творчеству крымскотатарских поэтов и писателей средневековья (впрочем, и более позднего периода) мы уподобляемся людям, лишь констатирующим факт.

Например, увидели человека, одетого в голубую мантию с капюшоном, окантованным желтой полосой. Возможно, глядя на него, кто-то скажет: одет просто и неинтересно! Может, кто-то посчитает одежду человека странной. И только единицы – посвященные – поймут тайный смысл и символику его одеяния. Так одевались суфии.
Голубой – цвет скорби. Одежда голубого цвета призвана напоминать своему хозяину о быстротечности жизни, о том, что на земле тяжких испытаний больше, чем радостей. Желтый цвет – символ духовного и физического совершенства, его присутствие в одежде философа как бы определяет основную цель его жизни. Смешиваясь, голубой и желтый дают зеленый – цвет  посвящения и жизни, истины и бессмертия. 

Непосвященные, повторюсь, не зная этого, видят лишь странно одетого человека. Аналогично в крымскотатарской литературе  непосвященные видят только форму и «поверхностное» содержание.
Вернемся еще раз к стихотворению Н.Челебиджихана «Желтый тюльпан» и прочтем его в третий раз – с точки зрения повторяемости знаковых понятий:

человек (тюльпан)
  3 раза
духовное и физическое совершенство (сары)
  3 раза
приносить радость
  3 раза
   
любить
  2 раза
душа
  2 раза
  
разбитый (сломленный)
  2 раза
смерть
  2 раза
  
не высохнуть никогда
  1 раз
зачем ты родился?
  1 раз

Что хотел этим сказать Челебиджихан, судите сами. Поэт лишь задал вопрос. Ответ на него у каждого читателя свой. Попробуйте ответить на него и вы. Продолжение темы.

2 комментария:

  1. Земине Садыкова9 сентября 2016 г. в 14:50

    Мое понимание:
    Духовно и физически развитый человек приносит в мир радость (3:3:3).
    Каждая душа любит (2:2).
    Если человек морально сломлен, это равносильно его смерти (2:2).
    Человек рождается для того, чтобы оставить после себя память, потомков (1:1).
    Я правильно поняла?

    ОтветитьУдалить
  2. К беде для одного и к счастью для последующих поколений - национальный вектор пути "живых" народов подпитывается жизнями лучших его сынов и дочерей, сознательно пожертвовавших своими жизнями для поддержания тонуса нации. Таким был Номан Челебиджан, понимавший, что в условиях победы большевиков и установления в родном Крыму их тирании единственно, что оставит память о его и его соратниках детище - Крымской Народной (Демократической) Республике, будет гибель его руководителя. Он мог покинуть застенки Севастопольской тюрьмы, для этого ему создали условия его соратники, но он остался, чтобы память о нем не примирила его народ с его убийцами. Это была высшая степень жертвенности крымскотатарского национального лидера. Самопожертвование Мусы Мамута сделало сразу несколько поколений крымскотатарского народа непримиримыми противниками советской власти. Убийство лидера Национального движения крымскотатарского народа Юрия Османова самым негативным образом отразилась на отношении значительной части крымскотатарского народа к руководству Украины, заложило недоверие к политике его руководства в отношении коренного народа полуострова. Теперь, вот трагедия Недима Халилова, которая разворачивается на наших с вами глазах... Дай Аллах избежать неизбежного...

    ОтветитьУдалить