11.06.2013

«3D-литература». За чертой невидимого


Творчество крымскотатарских авторов подверглось сильному влиянию восточных мастеров, таких как Насимий, Физулий, Саади, Руми, Хатаий и др. Поэтому они, как и другие суфии, пользовался тайным языком метафор и словесным шифром. Низами писал: «Во рту поэта спрятан ключ от сокровищницы».

Известно, что каждая из 28 букв арабского алфавита имеет определенное числовое значение: от 1 до 1000. Поэтому каждое слово, помимо своего буквального смысла, имеет также числовое значение.

Например, числовое значение букв в слове Аллах равно 66. В словах хилал (полумесяц) и лале (тюльпан) это значение также равно 66: буква алиф = 1, лам = 30, хи = 5. Поэтому суфии считают полумесяц и тюльпан символами Аллаха.

Совпадают числа слова аман и имени пророка Мухаммеда – 92. Поэтому суфии призывали пророка на помощь словом аман.

Поэт Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф писал (перевод Татьяны Стрешневой):

               Мне «Низами» прозвание дано,
               Имён в нём тыща и ещё одно.

Это не метафора: числовое значение букв в выбранном поэтом псевдониме составляет 1001: нун = 50, за = 900, алиф = 1, мим = 40, йе = 10. Далее исследователи делают вывод: цифре 1000 соответствует буква «г», цифре 1 – буква «и», из которых составляется слово ги, что в переводе с одного из кавказских языков означает человек. Так Низами подчеркнул преференции своей философии и поэзии.

Стихотворение Номана Челебиджихана «Желтый тюльпан», о котором мы говорили ранее, написано в 1914 году, арабской графикой. Возможно, и оно имеет скрытый пласт текста, предназначенный только для тех, кто «дорос» до его понимания. В этом случае читатель прочтет стихотворение не только как многогранное, объемное «3D» произведение, но увидит и то, что находится под видимой вершиной айсберга его таланта, интеллекта и мировоззрения. Продолжение темы.

1 комментарий: