Творчество крымскотатарских авторов подверглось сильному влиянию восточных мастеров, таких как Насимий, Физулий, Саади, Руми, Хатаий и др. Поэтому они, как и другие суфии, пользовался тайным языком метафор и словесным шифром. Низами писал: «Во рту поэта спрятан ключ от сокровищницы».
Известно, что каждая из 28 букв арабского
алфавита имеет определенное числовое значение: от 1 до 1000. Поэтому каждое
слово, помимо своего буквального смысла, имеет также числовое значение.
Например, числовое значение букв в слове
Аллах равно 66. В словах хилал (полумесяц) и лале (тюльпан) это значение
также равно 66: буква алиф = 1, лам = 30, хи = 5. Поэтому суфии считают полумесяц и
тюльпан символами Аллаха.
Совпадают числа слова аман и имени пророка
Мухаммеда – 92. Поэтому суфии призывали пророка на помощь словом аман.
Поэт Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф писал
(перевод Татьяны Стрешневой):
Мне «Низами»
прозвание дано,
Имён в нём тыща и
ещё одно.
Это не метафора: числовое значение букв в выбранном
поэтом псевдониме составляет 1001: нун = 50, за = 900, алиф = 1, мим = 40, йе =
10. Далее исследователи делают вывод: цифре 1000 соответствует буква «г», цифре
1 – буква «и», из которых составляется слово ги, что в переводе с одного из
кавказских языков означает человек. Так Низами подчеркнул преференции своей
философии и поэзии.
Стихотворение Номана Челебиджихана «Желтый тюльпан», о котором мы говорили ранее, написано в 1914
году, арабской графикой. Возможно, и оно имеет скрытый пласт текста, предназначенный только для тех, кто «дорос» до его понимания. В этом случае читатель прочтет стихотворение
не только как многогранное, объемное «3D» произведение, но увидит и то, что находится под
видимой вершиной айсберга его таланта, интеллекта и мировоззрения. Продолжение темы.
Зачем нужна такая тайнопись?
ОтветитьУдалить