Идрис Шах в книге «Суфизм» (Москва, 1994) рассказывает, как суфии прятали в своих произведениях истинный смысл написанного. Допустим, необходимо дать название книге, указав, что в ней есть определенное скрытое содержание, например, описание тайных процессов.
Зная, что каждой букве арабского алфавита соответствует определенное число, подсчитывается сумма чисел, входящих в название книги. Получается 267. Теперь подбирается новое название, поэтическое, которое состояло бы из букв, сумма которых тоже равна 267. В результате подбора получается фраза «Тысяча и одна ночь». Миллионы людей читали и читают книгу с этим названием, воспринимая только то, что лежит, так сказать, на поверхности «слоеного пирога». Суфий же, зная данную систему (она называется Абджад), может найти в книге весьма важные истории, скрытые от других.
Название книги, имя автора или его псевдоним часто являются очень важными указаниями на те моменты произведения, которые требуют особого внимания. Тайный язык служил суфиям защитой от вульгаризации их образа мышления, а также от обвинений в ереси или гражданском неповиновении.
Крымскотатарские писатели и поэты также пользовались системой Абджад. Но в связи с тем, что в 1928 году арабская графика была заменена латиницей, а спустя несколько лет – кириллицей, нами потерян ключ к прочтению этого пласта произведений крымскотатарских авторов.
Н.Ф.Яковлев (1892-1974) - известный советский лингвист, активный участник языкового строительства и борьбы с безграмотностью в 1920-1930-е годы, выступая на Всесоюзном тюркологическом съезде в 1926 году объяснил, "почему русский алфавит кириллица не подходит для проведения социальных и культурных преобразований в мусульманском мире: "С исторической точки зрения русский алфавит тесно связан с политикой русификации". (Д.П.Урсу)
ОтветитьУдалитьЧтоб те, в ком нет стыда, тебя не обокрали,
ОтветитьУдалитьПрячь золото, мысли и веру подале. (Гёте)