Третья особенность литературы крымских татар – повторяемость знаковых понятий. Она связана с
Кораном. Коран читали математики, они
выявили закономерность использования в его тексте знаковых понятий. Приведу самые простые примеры.
Так, слово
день в Коране встречается 365 раз, дни – 30 раз, месяц – 12. Как говорится, без
комментариев.
Слова неверующий и безжалостный встречаются в Коране по 16 раз. Этому
удивительному «совпадению» в Священной книге нет объяснений. Выводы должен сделать сам
читающий (и думающий!).
Таких
примеров можно привести много, однако принцип использования повторяемости
знаковых понятий, думаю, ясен. Многие крымскотатарские авторы использовали этот
прием.
Рассмотрим стихотворение Б.Чобан-заде «Дунай таша!»
(Дунай разливается!), написанное в 1920 г .* Каждый чувствует и понимает его по-своему. Но
следует обратить внимание на повторяемость некоторых слов в данном стихотворении:
«Мен де барман!»
(Аз Есмь! Я Есть!)
|
1 раз
|
«Шукюр, ольдю!»
(Наконец, умер!)
|
1 раз
|
с корнем дунай
(от тюрк. дюнья – мир)
|
4 раза
|
образованные от
глагола копюрмек (пениться; прийти в крайнее раздражение, ярость)
|
4 раза
|
с корнем сед
(преграда, препятствие)
|
6 раз
|
образованные от
глагола ташмакъ (выходить из берегов, стремясь к свободному руслу)
|
6 раз
|
Думаю, в
повторяемости приведенных понятий – философия, мировосприятие автора, скрытые в тексте от суждений
незрелого читателя. Вот теперь можно
прочесть стихотворение Н.Челебиджихана «Желтый тюльпан» в третий раз. И если читающий «отринет лень и исполнится желания»,
для него откроется новая грань этого произведения. Продолжение темы.
*B.Ḉoban-zade. Dunay taṣa // Bir saray quracaqman!.. – Simferopol : Sonat, 2001. –
S.102.
Международная слава пришла к Бекиру Чобан-заде после успешного проведения Всесоюзного тюркологического съезда в 1926 г. …Именно во время съезда отечественные и зарубежные научные сообщества узнали Б.Чобан-заде как блестящего ученого, восходящую звезду тюркологии, его недюжинные организаторские способности, его энциклопедические познания в различных областях гуманитарного знания. Кроме того, представители различных тюркских народов услышали из его уст талантливые поэтические произведения. Чобан-заде был признан новым поэтом-классиком не только своим народом, но и всем тюркологическим миром. (Д.П.Урсу)
ОтветитьУдалитьПопробую разобраться:
ОтветитьУдалитьЕсть рождение, значит, будет и смерть (1:1).
Сколько существует мир, столько в нем существует зло, ярость (4:4).
Сколько в жизни препятствий, столько стремления их преодолеть (6:6).
Так? Или есть другое толкование?