05.06.2013

«3D-литература» крымских татар. Символика


Перечитаем уже рассмотренное стихотворение Н.Челебиджихана «Желтый тюльпан» с точки зрения символики.

Специалисты насчитали у крымских татар свыше тысячи символов. При этом следует подчеркнуть разницу между крымскотатарской символикой и  символизмом «Серебряного века» в России.

В отличие от последнего, который был создан как некая «башня из слоновой кости» для избранных, для богемы, крымскотатарская символика глубоко народна: она рождена народом, и не нужно было оканчивать университетов, чтобы понимать язык символов.

И в декоративно-прикладном искусстве крымских татар каждый элемент орнамента имел свое название и нес определенную смысловую нагрузку, «говорящие» детали на одном полотне складывались в добропожелания или поэтические послания. 

Однако вследствие политических катаклизмов, в которые попал Крым после 1783 года, художественная жизнь народа стала стремительно угасать. И язык символов тоже стал забываться. 

Так постепенно замолчали произведения крымских татар. Не стало исключением и творчество крымскотатарских поэтов и писателей, в произведениях которых на виду описание окружающего мира, а мысли, истинные чувства и идеалы скрыты, точнее, просто стали непонятными современному читателю. 

Вернемся к стихотворению Челебиджихана и рассмотрим его с новой точки зрения. Поэт использовал в нем несколько символов: ветер, солнце, звезды, сердце, тюльпан, желтый, сад. Выделим из них только три. 

Тюльпан 1. символ человека в динамике его духовного и физического созревания, пик которого – распустившийся цветок, радующий окружающих своим благоуханием – добропорядочностью и совершенством. 2. Тюльпан считается цветком Аллаха, потому что он похож на первую букву, с которой начинается его имя.

Желтый - цвет золота, а золото в восточной философии – символ духовного и физического совершенства. 

Сад – рай, т.е. изобилие и красота; место, в котором каждому растению (человеку) достаточно земли, влаги, солнечного света; отлаженная и гармоничная система мироздания. 

Как видим, понимание (расшифровка) символов, использованных Челебиджиханом, позволяет прочесть его стихотворение по-новому. Так открывается еще одна, новая грань произведения, дающая возможность понять больше, чем прочитывается первоначально. Аналогично читаются произведения всех других классиков крымскотатарской литературы. Продолжение темы.

1 комментарий: