Перечитаем уже
рассмотренное стихотворение Н.Челебиджихана «Желтый
тюльпан» с точки зрения символики.
Специалисты насчитали у крымских татар
свыше тысячи символов. При этом следует подчеркнуть разницу между
крымскотатарской символикой и символизмом «Серебряного века» в
России.
В отличие от последнего, который был создан как некая «башня из слоновой кости» для избранных,
для богемы, крымскотатарская символика глубоко народна: она рождена народом, и не нужно было оканчивать
университетов, чтобы понимать язык символов.
И в декоративно-прикладном
искусстве крымских татар каждый элемент орнамента имел свое название и нес
определенную смысловую нагрузку, «говорящие» детали на одном полотне
складывались в добропожелания или поэтические послания.
Однако вследствие политических катаклизмов, в которые попал Крым после 1783 года, художественная жизнь народа стала стремительно угасать. И язык символов тоже стал забываться.
Однако вследствие политических катаклизмов, в которые попал Крым после 1783 года, художественная жизнь народа стала стремительно угасать. И язык символов тоже стал забываться.
Так постепенно замолчали произведения крымских татар. Не стало исключением и
творчество крымскотатарских поэтов и писателей, в произведениях которых на виду
описание окружающего мира, а мысли, истинные чувства и идеалы скрыты, точнее,
просто стали непонятными современному читателю.
Вернемся к
стихотворению Челебиджихана и рассмотрим его с новой точки зрения. Поэт использовал
в нем несколько символов: ветер, солнце, звезды, сердце, тюльпан, желтый, сад. Выделим
из них только три.
Тюльпан – 1. символ человека в динамике его
духовного и физического созревания, пик которого – распустившийся цветок,
радующий окружающих своим благоуханием – добропорядочностью и совершенством. 2.
Тюльпан считается цветком Аллаха, потому что он похож на первую букву, с
которой начинается его имя.
Желтый - цвет золота, а золото в
восточной философии – символ духовного и физического совершенства.
Сад – рай, т.е. изобилие и
красота; место, в котором каждому растению (человеку) достаточно земли, влаги,
солнечного света; отлаженная и гармоничная система мироздания.
Как видим,
понимание (расшифровка) символов, использованных Челебиджиханом, позволяет прочесть
его стихотворение по-новому. Так открывается еще одна, новая грань
произведения, дающая возможность понять больше, чем прочитывается
первоначально. Аналогично читаются произведения всех других классиков крымскотатарской
литературы. Продолжение темы.
Что-то новенькое))
ОтветитьУдалить