Еще
раз коснусь темы «Запрет на изображениев исламе». Шефика Абдураманова, преподаватель ТНУ им.В.Вернадского,
утверждает: «Восток, в
отличие от европейского искусства, не передавал зримого, статического
изображения человека. На это оказали влияние не только запрет ислама на
изображение человека, но и сама динамика человеческой природы, неуловимая в
своей постоянной изменчивости.
Потому
для изображения человека в исламской культуре было принято использовать аллегорию цветов, чаще всего
это роза – царица цветов, тюльпан и др.
Чтобы
вырастить прекрасный цветок, за растением необходимо тщательно ухаживать, что
обеспечивает ему рост и развитие. При
выполнении всех условий, обеспечивающих беспрерывный рост, защиту от жары и
холода, сорняков и вредителей, тщательном уходе (воспитании) цветок (человек)
достигает кульминации своего развития. Пик
беспрерывной динамики физического и духовного роста символически обозначен
распустившимся цветком, который указывает не только на уровень и степень индивидуального роста, но еще и радует всех своим благоуханием –
добропорядочностью и совершенством. Роза (цветок) – человек в расцвете своих
жизненных и духовных сил.
Нисколько
не умаляя художественной ценности портрета, словесного или художественного,
отметим, что он передает неподвижность видимого, оболочку, тень, а не сущность.
Цветок – отображение сущности в самом процессе развития.
Символ
розы очень распространен в восточной литературе средневековья. В аналогичном,
символическом, а не конкретном значении, он известен и в европейской
литературе. Например, в «Снежной королеве» Г.Х.Андерсена розы, выращиваемые
Каем и Гердой, уничтожены холодом бессердечия (в суфийском понятии) Снежной
королевы. Они вновь зацвели, как только ее чары были разрушены».
По материалам словаря «Крымскотатарская символика»,
2002. – Составитель Р.Т.Султанбеков.
Как хрупок цветок, так хрупка и беззащитна жизнь человека...
ОтветитьУдалить