27.02.2012

Флаг крымских татар

Флаг крымских татар – это голубое полотнище с золотой тамгой. У каждого рода была своя тамга. Она ставилась на знаменах, ярлыках, могильных камнях, монетах, зданиях, ею отмечали скот и различные предметы.

Научная экспедиция, которую в 1925 году возглавлял Осман Акчокраклы, обнаружила в Крыму свыше 400 тамг. И это, по его мнению, не больше, чем осталось еще не открытых и не найденных.

Начертание тамги обычно символизировало какие-либо орудия труда, предметы быта, некоторые были сходны со знаками древнетюркского рунического алфавита.

Тамга на современном флаге крымских татар, считают специалисты, принадлежала Хаджи Гераю. Она изобра-жает уравновешенные чаши весов, символизирующие философию ее владельца: «Сила в справедливости».

Символика цветов флага

Голубой – цвет скорби, он напоминает о быстротечности жизни, о том, что на земле тяжких испытаний больше, чем радостей.

Желтый – цвет золота, а золото в философии суфиев – символ духовного и физического совершенства, его присутствие на флаге определяет основную цель жизни.

Голубой и желтый, смешиваясь, дают зеленый – цвет посвящения и жизни, истины и бессмертия.

По материалам книги «Крымскотатарская символика», 2002. – Составитель Р.Т.Султанбеков.

12 комментариев:

  1. Один историк думает так, другой вот так. Каждый имеет некий авторитет, измеряющийся количеством и качеством работ в изучаемой области. Нигде нет записи, почему цвет такой, почему символ выглядит так и что он означает... Поэтому все догадки или домыслы это лишь версии.

    Я всегда склоняюсь к версиям, которые подкреплены логикой. Что есть флаг? То что видишь, то и рисуешь. Стандартное правило. Что голубое? Небо, море. Что желтое? Много чего может быть желтым. Хорошо, золото - желтое. Другие металлы не в счет. Менгли был мусульманином? Мне тут недавно сказали, что золото в исламе в любом виде грех. Не думаю что Менгли хотел изобразить золото!

    Кречет? Где голова? Нет головы - значит не птица.

    Весы? В эпоху формирования ханства были весы на подвесе - то есть к потолку вешали веревку, нить, цепочку, к ней привязывали вроде коромысла и на оба конца навешивались грузы, определялся вес. Это ничего общего не имеет с конструкцией весов которые повторяет контур тамги. Значит не весы.

    Тогда это тарак. Расческа. Гребень. Только у этого гребня в трех зубцах вдруг поломались или погнулись концы. Чем объяснить? Исследователи тамг говорят, что продление рода обозначалось прибавлением к основной тамге каких-либо элементов, палочек, кругляшков и тд. Вот это наш случай. Значит тамга это символ чингизидов. Впрочем так везде в литературе вбито навечно.

    Повторюсь. Нигде не видел тамги подобной нашей. Это больше чем монгольская Тамга. Это полноценный симметричный и очень энергетически-емкий знак (говорю как человек, занимающийся символикой с 1998 года (как каждый Крымский - если не похвалюсь - лопну)). Изучая материалы по тамгам не видел горизональных палочек формирующих наш знак - были только верткальные.

    ОтветитьУдалить
  2. Эрнест, хочу возразить: 1) То, что видишь, то и рисуешь. Крымское ханство было образовано не на пустом месте, оно имеет длительную "предысторию", культуру. То, что видели, то и изображали первобытные люди (наскальные рисунки). Все декоративно-прикладное искусство кр.татар - сплошная символика, зашифрованное послание. Например, изготавливая украшение, мастер учитывал возраст того, кто его носил (для пожилых, например, полумесяц изображался стареющим, для молодых - растущий и т.д.). А уж знамя ханства, тем более, носило сложную символику.

    2) Золото в исламе не грех. Грех его копить, не тратя на помощь нуждающимся, на богоугодные дела. Есть такой аят, в котором предупреждаются жадные: в судный день ваши золотые монеты будут разогреты и прикреплены к вашему лбу. У тюрок никогда не было поклонения золоту как к богатству. Золото ценилось потому, что этот металл не ржавеет. Поэтому оно символизировало не богатство, а духовное и физическое совершенство. Это уже Запад научил нас смотреть на золото как на символ богатства.

    ОтветитьУдалить
  3. шевкет сейдаметов29 мая 2014 г. в 13:19

    Думаю,что очертания "современной " тамги - это уже стилизованное изображение. Если предположить, что тамга - тотемный знак, то в те времена (языческие), логично, что сильная птица: орел, беркут, кречет, ястреб, сокол - вполне могла служить тотемом для рода. СИЛА - вот явление, которое обожествлялось.

    Вряд ли язычник обожествлял бы философию весов. Кочевник мог бы и лошадь взять в качестве тотема (защитного знака). Просто конфигурация тамги очень похожа на орла с распростертыми крыльями. Первоначально, естественно, без геометризации, с овальными линиями, с головой, хвостом.

    Исламские традиции с запретами на изображения живого могли вытеснить изображение головы и прочих деталей "академического реализма". В российском, да и в очень многих других гербах, орел - один из самых распространенных символов.

    По цвету. Во-первых, в исламе золото не является запретным. Является запретным ношение украшений из золота только для мужчин, женщинам - сколько влезет (монисто - кокуслюк), монеты на фесах, кольца, серьги, къапышлы къушакъ и др. По символике цвета: желтый - это женский цвет. Цвет жизнеутверждения. Поэтому орел в небе - очень логично. имхо.

    ОтветитьУдалить
  4. Шевкет, расписал все красиво, как художник. Если не ошибаюсь, это О.Акчокраклы называет данную тамгу весами. И девиз хана: Сила - в справедливости! Разве не достойный великого хана девиз? А насчет запрета изображения живых существ: как насчет двух змей Ханского дворца? Аналогично мог быть изображен и орел на знамени? Развей мои сомнения))

    ОтветитьУдалить
  5. шевкет сейдаметов29 мая 2014 г. в 13:29

    А в чем сомнения, Лиля? В запретах на изображение живых существ? Я не помню змей, изображенных в Ханском дворце, чтобы аргументировано развевать твои сомнения. В смысле стилизованы они или нет. Для этого надо знать, когда они исполнены, кем, аутентичны или нет. Там ведь полно мазни, не имеющей отношения к историческому. Украшения туристического толка и прочее. Не думаешь же ты, что там все в первозданном виде? На гербе могло быть хоть что, чему можно поклоняться. Змеи больше характерны для кельтов. (Змея, заглатывающая свой хвост). А во-вторых, в тамге я не вижу змей. Разве что две змеи на манер медицинской эмблемы с рюмкой, что очень маловероятно.

    ОтветитьУдалить
  6. Шевкет, посмотри, пожалуйста, здесь фото змей Ханского дворца.
    http://kartamirakrym.blogspot.com/2012/12/blog-post_28.html

    ОтветитьУдалить
  7. один старик мне рассказывал в что тамга означает весы(мизан) и приводил как доказательства аяты из суры Рахман(55) ; 7. Он возвысил небо и установил весы,
    8. чтобы вы не преступали границы дозволенного на весах.
    9. Взвешивайте беспристрастно и не занижайте вес.

    ОтветитьУдалить
  8. Нардуган Ибрагим26 июня 2015 г. в 08:46

    Объяснять крымскотатарскую символику, исходя из исламской (семитской) культуры заведомо ошибочно. Так, корни тюрко-татарской культуры уходят ещё и в шумерскую, а то и более раннюю, из которой складывались культура ранних персов и арабов. Что касается Таракъ-тамги, то она есть наследием Дома Чингизхана и, как уже писалось, символизирует изображение Орла, который красовался на знамёнах Чингизхана. У одного из казахских родов Старшего джуза Тарак-тамга имеет название "Султан".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Для тюрков и других кочевников большая хищная птица персонаж известный - это посланец богов. Называли ее Тогрул или по венгерски Турул, предполагается, что она была даже символом самого вождя гуннов Аттилы.

      Тогрул или Турул рано стал символом власти у кочевников. Правители тюркских каганатов имели изображения птиц на головных уборах. Как например у принца Кюль-Тегина.

      У турок-сельджуков все верховные титулы правителей были производными от названий хищных птиц - Байгу, Тогрул, Чагры и т.д. Поэтому их изображения были естественны в государстве Сельджук

      Удалить
  9. Алим Автоклуб6 февраля 2016 г. в 08:37

    После февральской революции 1917 года новообразованной партией «Милли Фирка» под руководством Номана Челебиджихана в Бахчисарае было организованно и проведено общенациональное собрание – I Курултай мусульман Крыма. Перед курултаем встал вопрос об утверждении общенациональной символики, которой до того просто не существовало.

    Курултаю требовались общенациональное народное знамя, которое символизировало бы собой не государство и не правительство, а всю крымскотатарскую нацию. Крымскотатарский ученый О.Акъчокъркълы, который сам был делегатом первого курултая, изучил вопрос о традиционном цвете знамен в Крыму. Он отметил, что этот цвет вошел в национальную символику Крыма как цвет, знаменующий единство тюркских народов.

    В качестве национального знамени было утверждено простое голубое полотнище. Подчеркнув свою общность с родственными народностями, крымские татары отразили в своем флаге и собственную самобытность. Об этом свидетельствует присутствие на флаге тамги, древнего родового знака ханской правящей фамилии Гераев. Во время курултая 1917 года ханская тамга получила новое значение. Из семейного династического знака она превратилась в общенародный символ и заняла свое место на новом флаге, олицетворяя историческую связь прошлого с настоящим.

    ОтветитьУдалить
  10. Шевкъи Бекторе
    БАЙРАКЪ

    Ат къуйрукълу эй, КОК БАЙРАКЪ!
    Коктен тюшюп тёбенге,
    Комюльсен де къара ерге,
    Ялынъыз сени сюемен!

    ОтветитьУдалить
  11. Далгъалансын байрагъымыз, талгъан-талгъын эллерде,
    Далгъалансын байрагъымыз, къасыргъалы селлерде,
    Далгъалансын Хансарайда, эр сачакъта, эр эвде,
    Несиллерден-несиллерге тюшмесин о еллерден!
    ШАКИР CЕЛИМ.

    ОтветитьУдалить