21.06.2013

«3D-литература» крымских татар. Выводы


В заключение разговора об особенностях крымскотатарской литературы  еще раз назову имя Идриса Шаха и его книгу «Суфизм». В ней автор приводит высказывание мудреца,  сравнивающего восточную литературу с плодами персика: «В них есть красота, питательные вещества и скрытые глубины – зернышки плодов.

Человек может прийти в эмоциональное возбуждение от поверхностного смысла, посмеяться над шуткой или залюбоваться красотой. Все это происходит так, будто персик только одолжили вам: вы можете видеть форму и цвет, насладиться запахом.

Однако вы можете съесть персик и испытать еще одно наслаждение – постичь его глубину. Персик, давший вам пищу, становится частью вас самих. Вы можете выбросить косточку или разбить ее и обнаружить внутри зернышко. Это и есть скрытая глубина.

Зерно обладает своим цветом, размером, формой, вкусом, глубиной, предназначением. Можно собирать скорлупу этих орешков и использовать ее как топливо. Даже если древесный уголь, который получится в результате этого уже ни к чему не будет пригоден, все равно съедобная часть уже станет частью вас самих».

Крымскотатарскую литературу можно сравнить также с матрёшкой. Деревянная ярко разрисованная кукла привлекает внимание человека. Полюбовавшись ею некоторое время, один отложит ее в сторону, другой – более любознательный – заметит, что матрёшку можно разобрать, и обнаружит внутри новую фигуру. Если его стремление к познанию на этом не иссякнет, он может внутри второй обнаружить третью, четвертую, пятую…

Так и произведение перерастает, пропорционально нашим знаниям, из одной плоскости в многогранное и «многослойное», захватывающее дух и мысли творение. При этом необходимы не только свободное владение крымскотатарским, арабским, персидским, тюркскими языками, но и знания, позволяющие подняться до философского осмысления мира.

Вот о такой мощной литературе-реке, на мой взгляд, и писал Михаил Лермонтов: «Многие спокойные реки начинаются шумными водопадами, а ни одна не скачет и не пенится до самого моря. Но это спокойствие часто признак великой, хотя скрытой силы; полнота и глубина чувств и мыслей не допускает бешеных порывов: душа, страдая и наслаждаясь, дает во всем себе строгий отчет…»  Начало темы здесь.

1 комментарий: