18.11.2013

У.Ш.Токтаргазы: 32 года жизни

Деревня Кокоз в Крыму. 1890. Фрагмент.
И.А.Вельц (1866-1926)
Усеин Шамиль Токтаргазы родился в 1881 году в с.Коккоз (Соколиное, Бахчисарайский район). У родителей не было средств для обучения детей, а Усеин очень хотел учиться. Он занялся самообразованием, много читал, в 16 лет стал учительствовать. Позже Токтаргазы окончил учительскую семинарию. И до конца жизни работал учителем.

Он все так же много читал, но теперь уже, в основном, классику: крымскотатарскую, русскую, зарубежную. Начало творческой деятельности Усеина Токтаргазы пришлось на конец XIX века, а развитие шло под влиянием революционных настроений в России в начале XX века.

В эти годы поэт создает ряд произведений, воспевающих революционное движение. Они были понятны простым людям, так как соответствовали их настроению, и поэтому многие из этих стихотворений переписывались и передавались из рук в руки. Приведу одно из них:

Богатый хозяин растит свое пузо,
Работник стенает от тяжкого груза.
И выхода нету из этого круга:
Мир болен. Врачи не спасут от недуга.
Но если не в силах помочь доктора,
Самим нам за дело приняться пора [1].

В селе Харджибие [2] Феодосийского уезда на пожертвованные местным населением средства Усеин Токтаргазы построил новое здание школы. В новометодную школу стали приходить и дети из соседних деревень. Имевшиеся учебники безнадежно устарели, и учитель Токтаргазы составлял новые, рукописные, учебники и по ним учил детей.

Шамиль Алядин в романе «Приглашение на пир к дьяволу», созданном на основе архивных материалов и других документов, так пишет о педагогической деятельности У.Токтаргазы.

«По приезде Усеина оджа в Харджибие нанявшие его восемь зажиточных родителей с удовлетворением подумали: «Слава богу, теперь наши дети научатся читать Коран...» И учитель Усеин не обманул их надежд. Он обучал детей чтению Корана. Но вместе с тем считал себя обязанным разъяснять им, что умение читать Коран – для их будущности ровным счетом ничего не значит. И главной целью себе поставил не подготовку мулл – он хотел воспитать людей, способных работать в государственных учреждениях, людей, которые могли бы принести хоть толику пользы своему народу. Он учил детей арифметике, геометрии, родному языку. Переводил на родной язык некоторые стихи Пушкина и Мицкевича и читал их детям мастерски, как истинный актер. В расписание уроков он включил и музыку. Пение детей сопровождал собственным аккомпанементом, играя на скрипке. Скрипка в то время была модным инструментом и имелась почти в каждом доме. Но Усеин оджа был не просто любителем, он был превосходным скрипачом...

Вспоминая обо всем этом, учитель медленно шел серединой пыльной улицы, разделяющей деревню надвое. Солнце уже поднялось высоко и припекало голову. Учитель шел и в который раз с печалью в сердце думал о том, что государство смотрит на этот чудесный, сказочный край лишь как на место, где можно отдыхать, исцеляться от хворей, но ничего не предпринимает для того, чтобы хоть как-то облегчить жизнь коренного населения» [3].

В России накалялась политическая обстановка. Усеин Токтаргазы всей душой жаждал перемен для народа:

Не усыпляй нас, ночь.
Прочь уходи, прочь!
Сжалась бедняжка душа –
Темень страшнее ножа.
Тот, кто устал от забот,
Даже при свете уснет.
Не поддаемся мы сну,
Жаждем увидеть весну.
Грезы во сне не для нас,
Мы встанем, встанем сейчас.

Гектограф

По ночам, когда все ложились спать, учитель печатал на гектографе революционные листовки, призывающие к борьбе за лучшую жизнь. Эта тайная деятельность, однако, не осталось безнаказанной: на Токтаргазы донесли. В доме, где он жил, жандармы учинили обыск. Но ничего не нашли, так как один из его  учеников успел предупредить учителя о грозящей опасности. И все-таки власти закрыли школу, Токтаргазы попал в списки неблагонадежных, за ним был установлен негласный надзор.

Учитель, поэт и писатель, У.Ш.Токтаргазы был прекрасным оратором, умел и любил пошутить, обладал красивым голосом и прекрасно пел, играл на скрипке, фисгармонии. Он был также сильным и смелым человеком. Один из его современников свидетельствует, что Усеин Шамиль знал об участи, ожидавшей его, но не испугался и не уехал из Харджибие. 18 сентября 1913 г. Токтаргазы, страстный революционер-демократ, просветитель, мысливший по-новому, масштабно и неординарно, был убит в этом селе. Продолжение


_________________

1. Здесь и далее перевод стихов Г.Ашкинадзе.

2. Харджибие – после депортации крымских татар переименовано в Сторожевое, село, исчезнувшее около 1954 г.; располагалось на юге Керченского полуострова, примерно в 6 километрах к юго-востоку от с.Джав-Тобе (Вулкановка).

3. Алядин Ш. Приглашение на пир к дьяволу // Избранные произведения. – Симферополь: Къырым девлет окъув-педагогика нешрияты, 1999. – С. 326.

1 комментарий:

  1. Я.Абдурахманов18 октября 2016 г. в 03:35

    Усеин Шамиль Тохтаргазы - известный крымскотатарский поэт, прозаик, драматург и учитель. Он заслужил, чтобы ему поставить памятник в родном Коккозе.

    ОтветитьУдалить