Деревня Кокоз в Крыму. 1890. Фрагмент. И.А.Вельц (1866-1926) |
Усеин Шамиль Токтаргазы родился в 1881 году
в с.Коккоз (Соколиное, Бахчисарайский район). У родителей не было средств для
обучения детей, а Усеин очень хотел учиться. Он занялся самообразованием, много
читал, в 16 лет стал учительствовать. Позже Токтаргазы окончил учительскую
семинарию. И до конца жизни работал учителем.
Он все так же много читал, но теперь уже, в основном, классику:
крымскотатарскую, русскую, зарубежную. Начало творческой деятельности
Усеина Токтаргазы пришлось на конец XIX века, а развитие шло под влиянием революционных настроений в России в
начале XX века.
В эти годы поэт создает ряд произведений, воспевающих революционное
движение. Они были понятны простым людям, так как соответствовали их
настроению, и поэтому многие из этих стихотворений переписывались и
передавались из рук в руки. Приведу одно из них:
Богатый хозяин растит свое пузо,
Работник стенает от тяжкого груза.
И выхода нету из этого круга:
Мир болен. Врачи не спасут от недуга.
Но если не в силах помочь доктора,
Самим нам за дело приняться пора [1].
В селе Харджибие [2] Феодосийского уезда на пожертвованные местным
населением средства Усеин Токтаргазы построил новое здание школы. В
новометодную школу стали приходить и дети из соседних деревень. Имевшиеся
учебники безнадежно устарели, и учитель Токтаргазы составлял новые, рукописные,
учебники и по ним учил детей.
Шамиль Алядин в романе «Приглашение на пир к дьяволу», созданном на основе
архивных материалов и других документов, так пишет о педагогической
деятельности У.Токтаргазы.
«По приезде Усеина оджа в Харджибие нанявшие его восемь зажиточных
родителей с удовлетворением подумали: «Слава богу, теперь наши дети научатся
читать Коран...» И учитель Усеин не обманул их надежд. Он обучал детей чтению Корана.
Но вместе с тем считал себя обязанным разъяснять им, что умение читать Коран –
для их будущности ровным счетом ничего не значит. И главной целью себе поставил
не подготовку мулл – он хотел воспитать людей, способных работать в
государственных учреждениях, людей, которые могли бы принести хоть толику
пользы своему народу. Он учил детей арифметике, геометрии, родному языку.
Переводил на родной язык некоторые стихи Пушкина и Мицкевича и читал их детям
мастерски, как истинный актер. В расписание уроков он включил и музыку. Пение
детей сопровождал собственным аккомпанементом, играя на скрипке. Скрипка в то
время была модным инструментом и имелась почти в каждом доме. Но Усеин оджа был
не просто любителем, он был превосходным скрипачом...
Вспоминая обо всем этом, учитель медленно шел серединой пыльной улицы,
разделяющей деревню надвое. Солнце уже поднялось высоко и припекало голову.
Учитель шел и в который раз с печалью в сердце думал о том, что государство
смотрит на этот чудесный, сказочный край лишь как на место, где можно отдыхать,
исцеляться от хворей, но ничего не предпринимает для того, чтобы хоть как-то
облегчить жизнь коренного населения» [3].
В России накалялась политическая обстановка. Усеин Токтаргазы всей душой
жаждал перемен для народа:
Не усыпляй нас, ночь.
Прочь уходи, прочь!
Сжалась бедняжка душа –
Темень страшнее ножа.
Тот, кто устал от забот,
Даже при свете уснет.
Не поддаемся мы сну,
Жаждем увидеть весну.
Грезы во сне не для нас,
Мы встанем, встанем сейчас.
Гектограф |
По ночам, когда все ложились спать, учитель печатал на гектографе революционные листовки, призывающие к борьбе за лучшую жизнь. Эта тайная деятельность, однако, не осталось безнаказанной: на Токтаргазы донесли. В доме, где он жил, жандармы учинили обыск. Но ничего не нашли, так как один из его учеников успел предупредить учителя о грозящей опасности. И все-таки власти закрыли школу, Токтаргазы попал в списки неблагонадежных, за ним был установлен негласный надзор.
Учитель, поэт и писатель, У.Ш.Токтаргазы был прекрасным оратором, умел и
любил пошутить, обладал красивым голосом и прекрасно пел, играл на скрипке,
фисгармонии. Он был также сильным и смелым человеком. Один из его современников
свидетельствует, что Усеин Шамиль знал об участи, ожидавшей его, но не
испугался и не уехал из Харджибие. 18 сентября 1913 г. Токтаргазы,
страстный революционер-демократ, просветитель, мысливший по-новому, масштабно и
неординарно, был убит в этом селе. Продолжение
_________________
1. Здесь и далее перевод стихов Г.Ашкинадзе.
1. Здесь и далее перевод стихов Г.Ашкинадзе.
2. Харджибие – после депортации крымских татар переименовано в Сторожевое,
село, исчезнувшее около 1954 г .; располагалось на юге Керченского полуострова,
примерно в 6 километрах
к юго-востоку от с.Джав-Тобе (Вулкановка).
3. Алядин Ш. Приглашение на пир к дьяволу // Избранные произведения. –
Симферополь: Къырым девлет окъув-педагогика нешрияты, 1999. – С. 326.
Усеин Шамиль Тохтаргазы - известный крымскотатарский поэт, прозаик, драматург и учитель. Он заслужил, чтобы ему поставить памятник в родном Коккозе.
ОтветитьУдалить