03.03.2012

Токтаргазы – не «стандартный» революционер

Рисунок З. Трасиновой.

Крымскотатарская интеллигенция начала ХХ века русскую революцию 1905 года восприняла с воодушевлением и надеждой.

Что значит для многих из нас, еще недавно советских людей, понятие «революционер»? В памяти в связи с этим словом всплывает образ человека бескомпромиссного, жесткого, для
которого репрессии, человеческие жертвы, кровь – это необходимость и единственный путь к светлому будущему: «Мы этот мир до основания разрушим!»

Однако менталитет крымских татар оказался иным. Например, молодой, энергичный учитель и поэт Усеин Шамиль Токтаргазы, погибший в 32 года от роду, активно включился в революционную деятельность в Крыму. Он тайно печатал по ночам листовки на гектографе, участвовал в забастовках.

Токтаргазы утверждал, что мир – арена борьбы «старого мира с новым». «Жестокая старая жизнь» – опытный противник, она мучает, заставляет плакать тысячи людей.

Но справится с нею только тот, кто обрел свою силу в учебе. «Иди в бой!» – так называется  одно из его стихотворений. «Иди в бой, джигит! – восклицает поэт. – Это особенный бой, особая борьба». Бороться нужно против старого, эксплуататорского строя, бороться за счастье и свободу людей. Но в борьбе нужно использовать только знания. Любое другое оружие бесчеловечно и бессильно. Только путем просвещения можно изменить мир и людей к лучшему. Убежденность в этом пронизывает все творчество Токтаргазы. Приведу только два примера, но и они вполне красноречивы.

Так, в стихотворении «Чтобы жизнь прожить не зря», написанном в 1905г., поэт утверждает: «Иди в школу, учись…» В 1906 г. в стихотворении «Хочет учиться!» он пишет, что «знания и наука делают сердце веселым, а душу – свободной… Если ребенок умен, он хочет учиться…».

2 комментария:

  1. "Иду вроде бы по знакомой с юности улице имени Мустафы- Субхи. Чтобы убедиться в этом, мне приходится искать глазами табличку с названием улицы. Но ее нет – сняли.

    – Какая это улица? – спрашиваю у прохожего.

    – Крылова! – отвечает тот хмуро и следует мимо.

    Кому помешал Мустафа Субхи, руководитель коммунистической партии Турции, первый редактор коммунистической газеты «Ени Дунья» («Новый мир»), издававшейся в Крыму с 1919 года по октябрь 1941, вплоть до оккупации Крыма фашистами?

    Сворачиваю вправо, в переулок, по обеим сторонам которого растут в ряд дубы. Высокие, кряжистые, они почти соприкасаются прозрачными в эту пору кронами. Это и есть переулок Шамиля Токтаргазы; летом он напоминает длинный зеленый тоннель. И здесь нет таблички с названием переулка.

    Ну а чем провинился пламенный революционер-демократ, классик крымскотатарской поэзии Шамиль Усеин Токтаргазы, которого злодейски убили беи феодосийского уезда в 1913 году? Он же отдал свою жизнь за светлое будущее. Потому и дали маленькому переулку его имя. А теперь что же, безымянный переулок?"

    Шамиль Алядин. Повесть "Я - ваш царь и Бог".

    ОтветитьУдалить
  2. Эпоха Просвещения – это "золотой век утопий", основывавшихся на вере в том, что человека можно изменить к лучшему путем образования и просвещения. Крымскотатарская интеллигенция повторила эту ошибку.

    ОтветитьУдалить