Стремление к просвещению, образованию – это одна из древнейших традиций тюрок, уже во II веке имевших широко распространенную письменность.
Анатолий Преловский, переводчик Орхоно-енисейских надписей, отмечал, что высеченные на камне летописи и заветы свидетельствуют о том, что в древнетюркском обществе грамотность была «весьма распространена».
Здесь уместно привести изречение Пророка Мухаммеда: «Кто хочет блаженства в этом мире, пусть займется торговлей. Кто хочет блаженствовать в том мире, пусть ищет воздержания и благочестия. Кто хочет блаженства в обоих мирах, пусть ищет его в учении и знании».
Поэт и философ ХI века, основоположник тюркского литературного языка Юсуф Баласагунский в поэме «Наука быть счастливым», подчеркивает: «Мы только с помощью ума и знанья Осуществим заветные желанья. Тем отплати почтеньем и признаньем, Кто поднял пред тобой завесу знаний».
В фольклоре крымских татар много пословиц об учителе и его роли в обществе. И особый жанр – это истории об Ахмет акае, учителе неординарном и мудром. Он учит весело и деликатно. В его шутках больше мудрости, чем в самых серьезных советах.
Идеи просветительского реализма в крымскотатарской литературе 1-й половины ХХ века заслуживают особого серьезного разговора.
В 18 веке в Европе складывается так называемый просветительский реализм, теоретиками которого были Дидро во Франции и Лессинг в Германии. Просветители являлись сторонниками просвещения народа. Но уже в 19 веке европейские реалисты пойдут другим путем.
ОтветитьУдалитьО просветительском реализме: "Мыслящий ум был признан единственным мерилом всех вещей" (К.Маркс и Ф.Энгельс об искусстве)
ОтветитьУдалить