Накануне Курбан-байрама, одного из двух главных праздников мусульман, в Крыму
неизвестные подожгли две мечети. В связи с этим инцидентом хочется вспомнить об отношении к религии в Крымском ханстве.
Государственной религией Крымского ханства был ислам. Однако ко всем
религиям здесь относились с уважением – такова была древняя традиция
Крыма. С незапамятных времен у крымских
татар существует пословица: «Кто Бога боится, тому нечего больше бояться». Ислам данному постулату тоже не противоречит: «Нет принуждения в вере», –
говорится Коране.
Поэтому в Крымском ханстве абсолютно спокойно соседствовали мусульманские,
христианские, иудейские храмы.
Возможно, причиной такой фактически не имеющей в мире аналогов веротерпимости
являлось то, что представители всех конфессий изначально были
представителями одного и того же народа, который сформировался на территории полуострова.
И народ этот в зарубежной исторической литературе, включая труды российского историка Н.М. Карамзина, именовался крымцами (къырымлы): ханство-то называлось Крымским, а не Крымскотатарским.
И народ этот в зарубежной исторической литературе, включая труды российского историка Н.М. Карамзина, именовался крымцами (къырымлы): ханство-то называлось Крымским, а не Крымскотатарским.
В работах некоторых историков утверждается, что къырымлы, принявшие вероисповедание «Карай», стали называться караимами,
принявшие Талмуд, – крымчаками. Аналогично было и с христианством. Об этом свидетельствуют записи,
сделанные, например, на полях Синаксаря (церковной книги) в Судаке:
- раб Божий Токтемир, сын Стефанов;
- раба Божия Мелека, дочь попа Антония;
- раб Божий Василий, прозывающийся Туркман;
- раб Божий Сонгур, сын Макария и т.д.
Къырымлы, принявшие христианство, как видим, сами уже носят христианские имена,
однако тюркские еще не забыли, продолжая нарекать ими своих детей. Христианских
священников тюркские имена вовсе не смущают, они всех называют одинаково: «раб
Божий». Видимо, тюрки, принимавшие христианство, не были в Крыму в диковинку. Нынешние крымские татары – потомки къырымлы, принявших ислам, и их было
подавляющее большинство. Много позже их стали называть крымскими
татарами, видимо потому, что этот народ не отрекся от тюркских корней и
«татарства», связанного с понятием «тюрок».
В языке, культуре, традициях и обычаях у всех жителей государства, за исключением
веры, сходства было больше, чем отличий. Крымские ханы исповедовали ислам, но требовали уважения ко всем религиям.
Они считали подобную политику богоугодной. Увы, в ХХI веке в Крыму все изменилось с точностью до
наоборот.
Моё мнение совпадает с научными выводами Айдера Меметова. У меня на это счет есть много доказательств. Я считаю караимов и крымчаков евреями, которые исповедуют различные ветви иудейской религии. Еврей - это национальность, а караим - это обозначение вероисповедания. Крымчаков до войны называли крымскими евреями. Слово крымчак обозначало крымец. В таком значении его употреблял Исмаил Гаспринский.
ОтветитьУдалитьДля А.С.Фирковича всегда было несомненно еврейское происхождение караимов, он никогда не говорил о караимах как о потомках хазар, считая их потомками древних израильтян, переселившихся в Крым непосредственно из Ассирийского пленения.
ОтветитьУдалитьЯ являюсь раввином крымчаков. В целом, вся информация о нашем народе находится в Коране. К сожалению в настоящее время среди крымских татар большая проблема найти специалиста по арабскому языку. Крымчаки являются раббанитами святого города Карасу, находящегося в окрестности святого города мусульман - Иерушалами. Мы ремесленники, жители городов Средиземноморья и Черноморья. Мы там, где есть экономический подъём и население живёт мирно в благоустроенных городах.
ОтветитьУдалить