17.10.2013

О религии в Крымском ханстве

Накануне Курбан-байрама, одного из двух главных праздников мусульман, в Крыму неизвестные подожгли две мечети. В связи с этим инцидентом хочется вспомнить об отношении к религии в Крымском ханстве.

Государственной религией Крымского ханства был ислам. Однако ко всем религиям здесь относились с уважением – такова была древняя традиция Крыма. С незапамятных времен у крымских татар существует пословица: «Кто Бога боится, тому нечего больше бояться». Ислам данному постулату тоже не противоречит: «Нет принуждения в вере», – говорится Коране.

Поэтому в Крымском ханстве абсолютно спокойно соседствовали мусульманские, христианские, иудейские храмы.

Возможно, причиной такой фактически не имеющей в мире аналогов веротерпимости являлось то, что представители всех конфессий изначально были представителями одного и того же народа, который сформировался на территории полуострова.

И народ этот в зарубежной исторической литературе, включая труды российского историка Н.М. Карамзина, именовался крымцами (къырымлы): ханство-то называлось Крымским, а не Крымскотатарским.

В работах некоторых историков утверждается, что къырымлы, принявшие вероисповедание «Карай», стали называться караимами, принявшие Талмуд, – крымчаками. Аналогично было и с христианством. Об этом свидетельствуют записи, сделанные, например, на полях Синаксаря (церковной книги) в Судаке:

                    - раб Божий Токтемир, сын Стефанов;
                    - раба Божия Мелека, дочь попа Антония;
                    - раб Божий Василий, прозывающийся Туркман;
                    - раб Божий Сонгур, сын Макария и т.д.

Къырымлы, принявшие христианство, как видим, сами уже носят христианские имена, однако тюркские еще не забыли, продолжая нарекать ими своих детей. Христианских священников тюркские имена вовсе не смущают, они всех называют одинаково: «раб Божий». Видимо, тюрки, принимавшие христианство, не были в Крыму в диковинку. Нынешние крымские татары – потомки къырымлы, принявших ислам, и их было подавляющее большинство. Много позже их стали называть крымскими татарами, видимо потому, что этот народ не отрекся от тюркских корней и «татарства», связанного с понятием «тюрок».

В языке, культуре, традициях и обычаях у всех жителей государства, за исключением веры, сходства было больше, чем отличий. Крымские ханы исповедовали ислам, но требовали уважения ко всем религиям. Они считали подобную политику богоугодной. Увы, в ХХI веке в Крыму все изменилось с точностью до наоборот.

3 комментария:

  1. Моё мнение совпадает с научными выводами Айдера Меметова. У меня на это счет есть много доказательств. Я считаю караимов и крымчаков евреями, которые исповедуют различные ветви иудейской религии. Еврей - это национальность, а караим - это обозначение вероисповедания. Крымчаков до войны называли крымскими евреями. Слово крымчак обозначало крымец. В таком значении его употреблял Исмаил Гаспринский.

    ОтветитьУдалить
  2. Для А.С.Фирковича всегда было несомненно еврейское происхождение караимов, он никогда не говорил о караимах как о потомках хазар, считая их потомками древних израильтян, переселившихся в Крым непосредственно из Ассирийского пленения.

    ОтветитьУдалить
  3. Леонид Измерли2 июля 2019 г. в 15:04

    Я являюсь раввином крымчаков. В целом, вся информация о нашем народе находится в Коране. К сожалению в настоящее время среди крымских татар большая проблема найти специалиста по арабскому языку. Крымчаки являются раббанитами святого города Карасу, находящегося в окрестности святого города мусульман - Иерушалами. Мы ремесленники, жители городов Средиземноморья и Черноморья. Мы там, где есть экономический подъём и население живёт мирно в благоустроенных городах.

    ОтветитьУдалить