История оставила человечеству множество примеров,
характеризующих отношения крымских татар с представителями других народов.
Украинцы
В 1648 г. Богдан Хмельницкий обратился к крымскому хану с просьбой помочь ему в борьбе
против польско-литовской шляхты, более трехсот лет угнетавшей украинский народ.
Ислам Герай долго сомневался: он не верил гетману, и на то были причины.
Академик В.О.Ключевский писал о Хмельницком:
«Истый представитель своего казачества, привыкшего служить на все четыре
стороны, Богдан перебывал слугой или союзником, а подчас и предателем всех
соседних владетелей: и короля польского, и царя московского, и хана крымского,
и султана турецкого, и господаря молдавского, и князя трансильванского и кончил
замыслом стать вольным удельным князем малороссийским при польско-шведском
короле».
Ислам Герай все-таки не отказал украинцам,
дав им в поддержку войска под командованием Тогай бея. После их совместного
похода Речь Посполита так и не смогла оправиться.
В.Х.Кондараки пишет, что когда известный
полководец А.В.Суворов по приказу Екатерины II выселял греков из Крыма в Мариуполь (это было зимой, на третий день
Рождества), за ними, несмотря на холод, «следовали массы татар, горько
оплакивающих разлуку, конечно, не с целью уже остановить переселение, но по
возможности облегчить движение их и проводить до пределов полуострова.
Сопровожденные таким сочувствием, все греки рыдали и братски обнимались с
мусульманами».
В.Х.Кондараки: «Армяне были приняты крымскими
татарами очень дружелюбно и без малейшего сопротивления дозволили им селиться в
стране по их желанию. Люди эти верили в честность татар, уважали их убеждения и
законы и жили в их среде счастливо и гораздо спокойнее, чем где-либо в
тогдашнем торговом мире.
Вот поэтому в Тавриде нельзя встретить ни единого
армянина, который бы не говорил по-татарски так же хорошо, как на отечественном
языке, и который бы, несмотря на свое привилегированное положение, не подал бы
дружественно руки самому беднейшему татарину, до настоящего времени
убежденному, что не может быть нации умнее и честнее в торговле как армяне».
П.М.Лякуб, описывая жизнь крымчаков,
отметил следующее: «С незапамятных времен проживают на Крымском полуострове
крымчаки. Между ними и живущими в Крыму караимами много общего. В гражданском
правовом отношении крымчаки причисляются к евреям-талмудистам, хотя они так же
далеки от Талмуда и несведущи в нем, как и караимы.
По облику и внутренней жизни крымчаков
нельзя отличить от татар: только небритая борода и пучки волос у висков
свидетельствуют о том, что это не татары. Татары относятся к крымчакам весьма
дружелюбно, называя последних своими и охотно вступая с ними в отношения
общежития.
В этих взаимных между ними отношениях так и проглядывает
неподдельная исконная дружба. В высшей степени они между собою солидарны и
доверчивы. Вообще всякого рода сделки совершались и совершаются между теми и
другими на вере: никаких расписок или актов они друг от друга не требуют, как
велика бы ни была сделка. Говорят, что не было случаев неисполнения данных
крымчаками или татарами словесных обязательств».
Евреи караимы и евреи крымчаки в 1946 году получили своё государство Израиль, куда в трудные 90-е годы уехала основная масса представителей этого народа. Однако по какой-то причине они признаны коренными народами Крыма. Причем, помощь в этой акции оказывали им крымскотатарские лидеры всех мастей.
ОтветитьУдалить