08.05.2012

Отношения крымских татар с другими народами


История оставила человечеству множество примеров, характеризующих отношения крымских татар с представителями других народов.

Украинцы

В 1648 г. Богдан Хмельницкий обратился к крымскому хану с просьбой помочь ему в борьбе против польско-литовской шляхты, более трехсот лет угнетавшей украинский народ. Ислам Герай долго сомневался: он не верил гетману, и на то были причины.

Академик В.О.Ключевский писал о Хмельницком: «Истый представитель своего казачества, привыкшего служить на все четыре стороны, Богдан перебывал слугой или союзником, а подчас и предателем всех соседних владетелей: и короля польского, и царя московского, и хана крымского, и султана турецкого, и господаря молдавского, и князя трансильванского и кончил замыслом стать вольным удельным князем малороссийским при польско-шведском короле».

Ислам Герай все-таки не отказал украинцам, дав им в поддержку войска под командованием Тогай бея. После их совместного похода Речь Посполита так и не смогла оправиться.
 
Греки

В.Х.Кондараки пишет, что когда известный полководец А.В.Суворов по приказу Екатерины II выселял греков из Крыма в Мариуполь (это было зимой, на третий день Рождества), за ними, несмотря на холод, «следовали массы татар, горько оплакивающих разлуку, конечно, не с целью уже остановить переселение, но по возможности облегчить движение их и проводить до пределов полуострова. Сопровожденные таким сочувствием, все греки рыдали и братски обнимались с мусульманами».
 
Армяне

В.Х.Кондараки: «Армяне были приняты крымскими татарами очень дружелюбно и без малейшего сопротивления дозволили им селиться в стране по их желанию. Люди эти верили в честность татар, уважали их убеждения и законы и жили в их среде счастливо и гораздо спокойнее, чем где-либо в тогдашнем торговом мире.

Вот поэтому в Тавриде нельзя встретить ни единого армянина, который бы не говорил по-татарски так же хорошо, как на отечественном языке, и который бы, несмотря на свое привилегированное положение, не подал бы дружественно руки самому беднейшему татарину, до настоящего времени убежденному, что не может быть нации умнее и честнее в торговле как армяне».
 
Крымчаки

П.М.Лякуб, описывая жизнь крымчаков, отметил следующее: «С незапамятных времен проживают на Крымском полуострове крымчаки. Между ними и живущими в Крыму караимами много общего. В гражданском правовом отношении крымчаки причисляются к евреям-талмудистам, хотя они так же далеки от Талмуда и несведущи в нем, как и караимы.

По облику и внутренней жизни крымчаков нельзя отличить от татар: только небритая борода и пучки волос у висков свидетельствуют о том, что это не татары. Татары относятся к крымчакам весьма дружелюбно, называя последних своими и охотно вступая с ними в отношения общежития.

В этих взаимных между ними отношениях так и проглядывает неподдельная исконная дружба. В высшей степени они между собою солидарны и доверчивы. Вообще всякого рода сделки совершались и совершаются между теми и другими на вере: никаких расписок или актов они друг от друга не требуют, как велика бы ни была сделка. Говорят, что не было случаев неисполнения данных крымчаками или татарами словесных обязательств».
 
Естественно, климат доброжелательства, царивший в Крымском ханстве, зависел от людей, которых здесь было большинство – крымских татар. 

1 комментарий:

  1. Евреи караимы и евреи крымчаки в 1946 году получили своё государство Израиль, куда в трудные 90-е годы уехала основная масса представителей этого народа. Однако по какой-то причине они признаны коренными народами Крыма. Причем, помощь в этой акции оказывали им крымскотатарские лидеры всех мастей.

    ОтветитьУдалить