В 14-15 веках в Европе бурно «расцвела» работорговля. В Европе и Египте появился повышенный спрос на дешевую рабочую силу, слуг, воинов для пополнения армий, женщин для гаремов знати.
В Крыму уже во II веке н.э.
рабский труд фактически не практиковался. Рабство никогда не играло в Крыму
такой большой роли, как в Европе и России.
Валерий Возгрин, опираясь на научные работы Г.Харта, В.О.Ключевского, С.П.Карпова, В.Гейда и других историков, пишет о проблемах работорговли следующее. В Крымском ханстве только мурзы и беи держали рабов, но число их было незначительным. Это были, в основном, наложницы, евнухи, музыканты, охрана.
- невыкупленные пленные христиане или иудеи отпускались на волю через 5-7 лет;Валерий Возгрин, опираясь на научные работы Г.Харта, В.О.Ключевского, С.П.Карпова, В.Гейда и других историков, пишет о проблемах работорговли следующее. В Крымском ханстве только мурзы и беи держали рабов, но число их было незначительным. Это были, в основном, наложницы, евнухи, музыканты, охрана.
Согласно старинному крымскому обычаю:
- пленник, принявший ислам, подлежал
освобождению немедленно, так как шариат запрещает держать в рабстве единоверцев
и торговать ими;
- на вечное рабство обрекались только
язычники;
- ренегатов в плен не брали: их казнили на
месте;
- женщин отпускали на волю и без перехода в
другую религию. А их дети становились свободными и равноправными гражданами
государства.
В отличие от христианских стран,
закомплексованных понятиями потомственного дворянства, наследственных титулов и
национальной дискриминации, в Крымском ханстве, как и в других мусульманских
странах, эти дети могли добиться в обществе довольно высокого положения.
Литовский посол М. Литвин,
живший в Крыму в 1538-1540 годы, пишет: «Крымцы превосходят нас не только воздержанием
и благоразумием, но и любовью к ближнему. Ибо между собой они сохраняют
дружеские и добрые отношения. С рабами, которых они имеют только из
чужих стран, они обходятся справедливо. И хотя они или добыты в сражении, или
приобретены за деньги, однако более семи лет их не держат в неволе. А мы держим
в вечном рабстве не добытых в сражении или за деньги, не чужеземцев, но нашего
рода и веры, сирот, бедняков, состоящих в браке с невольницами».
Михаил Делягин: «Многие избегают называть ирландских рабов тем, чем они в действительности были: рабами. Предлагаются термины типа «законтрактованный работник». На самом деле, в 17 и 18 веках ирландские рабы были, в большинстве случаев, не более, чем человеческим товаром.
ОтветитьУдалитьАфриканские рабы в конце 1600-х ценились высоко (50 фунтов стерлингов). Ирландские рабы были намного дешевле (не более 5 фунтов стерлингов). Английские рабовладельцы занялись размножением ирландских женщин, как для собственного удовольствия, так и для большей выгоды. Дети рабов тоже являлись рабами, что увеличивало бесплатную рабочую силу хозяина.
Со временем англичане начали скрещивать ирландских женщин и девочек (в ряде случаев не старше 12) с африканскими мужчинами. Новые рабы-мулаты приносили больше прибыли.
Практика скрещивания ирландских женщин и африканских мужчин продолжалась несколько десятилетий и стала настолько распространенной, что в 1681 вышел закон «запрещающий спаривание ирландских женщин и африканских мужчин с целью производства рабов на продажу». Но этот запрет ввели исключительно по причине того, что он наносил урон прибыли одной большой компании-перевозчику рабов».
http://delyagin.ru/news/90091-iz-istorii-prosveshchennogo-zapada-anglichane-massovo-sparivali-deshevykh-irlandskikh-rabyn-s-dorogimi-afrikanskimi-rabami-chtob.html#.VkJD-ezozgs.facebook