09.05.2012

Крымское ханство: работорговля

Иван Сирко освобождает невольников в Крыму
Походы казаков или русских войск на крымские земли в официальной историографии объясняются «благородной» целью: освободить из страшного плена братьев-христиан.

О том, что это ложь, свидетельствуют факты. И один из них: бывшие пленники не хотели покидать Крым. Например, летописец Самойло Величко, рассказывает о походе Ивана Сирко в Крым в 1675 году.

Сирко, неожиданно напав на крымские земли, захватил 18000 голов скота, 13000 человек. Это были крымские татары и 7000 пленников-христиан, из которых 3000 не захотели Сиркового рая: «Хотим остаться в Крыму, нежели в землю христианскую идти». Они говорили Сирко, что в Крыму у них уже есть свое хозяйство и им живется лучше, чем под польскою или московскою властью.

Но «Сирко не мог поверить, что мусульманская неволя была для них намного слаще, чем жизнь на Родине; а как понял, что оно так и есть, то приказал своим казакам порубать и пострелять всех тех несчастных своих земляков, которые отказались от счастья снова жить в краю христианском и покинуть землю-неволю мусульманскую».

Как отмечает В.Е.Возгрин, картина тяжкого рабского труда «для Крыма абсолютно несвойственна. Ближайшей к Крыму страной, где рабский труд практиковался массово, была Россия».

Возникнув в седой древности, рабовладение продержалось в России до начала ХХ века: крепостное право, отмененное юридически в 1861 году, фактически продолжало существовать еще несколько десятилетий.

«Для Руси-Московии-России, – пишет В.Е.Возгрин, – рабский труд был обычной практикой, немыслимой без работорговли. Избыток внутреннего рынка шел на экспорт. Никто не гнал к морским портам рабов такими массами, как русские князья, причем из числа собственного населения. При этом Крым играл роль важнейшего перевалочного пункта, торгового терминала, но не более того.

Славу работорговцев Причерноморья русские разделили с итальянскими колонистами Крыма, в предпринимательской деятельности которых работорговля заняла одно из ключевых мест. Поставляли рабов в Крым и казаки Днепра и Дона, и заперекопские ногаи».

Центрами работорговли были Кафа, Тана, стамбульская Пера, Синоп и Трапезунд, в которых обосновались итальянские колонии.

Очевидец тех событий Михалон Литвин писал: «Один иудей в Таврике, стоящий во главе таможни, видя, что туда постоянно ввозится бесчисленное множество пленных людей наших, спрашивал у нас, все также ли наши земли изобилуют людьми или нет».

Очень выгодна была торговля рабами-мусульманами, и их, в том числе рабов татарского происхождения, во множестве привозили в Италию и Египет. Ф.Успенский, изучавший древние рукописи, цитирует: «Каждый год доставляемо было в Каир до 2000 рабов. Самая высокая цена стояла на татарина – от 130 до 140 дукатов; черкес стоил 110-120 дукатов; грек около 90; албанец, славянин от 70 до 80».

И хотя крымскотатарский мальчик Бейбарс, проданный генуэзцами в Египет, позже стал султаном этой страны, кто знает, был ли он счастлив. Судьбы тысяч других его соотечественников были также исковерканы алчными работорговцами. После того как Кафа пала под натиском турецкого султана, работорговли в Крыму не стало.

2 комментария:

  1. Алим Айдамакъ13 октября 2016 г. в 05:30

    "Мода" на рабов официально началась у древних греков, в России юридически рабство отменили в конце 19 в. (а фактически - в начале 20 в.), но все видят "бревно" в глазу Крымского ханства)) Где, впрочем, работорговлей занимались только генуэзцы.

    ОтветитьУдалить
  2. Серко это средневековый Сталин и его банда.

    ОтветитьУдалить