Ислам III Герай |
Около 300 лет,
начиная с XIV века, украинский народ находился под жестоким игом
польско-литовской шляхты.
Богдан Хмельницкий, поднявший людей на борьбу за
освобождение, понимал, что его войскам не справиться с таким сильным врагом,
как Речь Посполита. Он искал союзников среди соседей-единоверцев. И не нашел:
одним было не выгодно иметь рядом независимую Украину, другие боялись испортить
отношения с таким могущественным государством, каким в то время была Речь Посполита.
Хмельницкий
обратился к крымскому хану Исламу III Гераю с просьбой помочь украинскому
народу в борьбе за освобождение. Хан дал свое согласие и поручил выступить с
Хмельницким одному из лучших своих полководцев Тогай бею. Это историческое
событие, случившееся в 1648 году, легло в основу дестана «Сефернаме», автор которой –
талантливейший поэт XVII века Эдип эфенди.
«Сефернаме», т.е
«Поэма о походе», повествует о том, как в трудное время крымские татары
протянули руку помощи украинцам, как вместе они разбили войска Речи Посполиты,
которая после этого удара так и не смогла уже вернуть себе былой мощи. Не поленитесь,
прочтите данный отрывочек из поэмы. Это, увы, не поэтический перевод, а лишь
бледный подстрочный. Но если все-таки дочитаете до конца, обратите внимание на
вопрос, заданный поэтом. Эдип эфенди был гениальным поэтом, но, к сожалению, не
мог приказывать хану:
В руках у юноши камча, в голосе слышен металл.
Эй, юноши, собирайтесь, скоро нам в поход!
Пусть подковываются кони, готовятся лук и стрелы,
Пусть готовятся прощальные обеды.
Сними саблю со стены, наточи,
Если воюешь за правое дело, ты победишь.
Двое пут и аркан повесь на луку седла,
Красный кожаный амулет – на шею коня.
Боевого коня не откармливай – он не будет
уставать,
Жирный конь не преодолеет пути и в бою подведет.
Подтяни чекмень, натяни поплотнее колпак,
В дороге не будет мамы – предусмотри все.
Пришел приказ из дворца, вышли в путь из Мамая,
Мама подала оберег, отец – стрелы.
Вышли семьдесят сыновей, ведя под уздцы
беспокойных коней,
Вышли семьдесят матерей, разбрызгивая воду из семидесяти
тазов.
Моя мама молилась, прощаясь, но силы оставили ее:
упала в обморок,
Пыль из-под копыт семидесяти рванувшихся вперед
коней встала
стеной, скрыв провожающих.
стеной, скрыв провожающих.
Со всех концов
Крыма собрались молодые парни у города с большим белокаменным храмом (Белая
церковь). Здесь присоединились к ним люди Богдана. О самом Богдане Хмельницком
Эдип эфенди говорит так:
Боярин Богдан – знатный боярин, подарков хану
привез всех по сорок:
Сорок жеребцов, сорок быков, и все как на подбор.
До утра совещались хан Герай и Богдан.
И вот:
Получили известие: нам путь – через топи, леса и
белые колючки,
Отправляемся в поход здоровыми, а многие ли
вернутся живыми?..
«Отправляемся в
поход здоровыми, а многие ли вернутся живыми?» – спрашивает поэт. Да, в тех
битвах погибнут и покалечатся тысячи крымскотатарских парней. Ради кого? Ведь
Хмельницкий их, проливших кровь за украинский народ, все-таки предаст.
Переяславская Рада [принятое Б.Хмельницким и осуществленное в 1654 году в Переяславе решение об объединении Войска Запорожского с Московией, закрепленное присягой на верность московскому царю] оказала шокирующее воздействие на крымскотатарскую знать. В течение одного дня оказался перечеркнутым политический результат шести лет походов. Функция и роль гаранта украинской автономии, закрепленные за Крымом Жванецким договором, оказались дезавуированными.
ОтветитьУдалитьВыливать воду за тем, кто уехал из дома. Часто этот обряд проводят после того, как жених забрал невесту из родного дома – мать или бабушка девушки выливает ведро воды вслед уезжающим.
ОтветитьУдалитьБ. Хмельницкий еще в 1653 г. угрожал, что если московский царь не возьмет его в подданство, то казаки присягнут султану и хану. Царское правительство серьезно относилось к таким заявлениям, о чем говорит и знаменитое решение Земского собора 1653 г. взять к себе, «…чтобы их не отпустить в подданство турскому салтану или крымскому хану».
ОтветитьУдалить