Б.Хмельницкий и его владыка - государь московский Алексей Михайлович |
Талантивые крымскотатарские
поэты ХVII века Эдип эфенди и Джанмухаммед посвятили свои произведения совместному походу Хмельницкого и сераскера Тогай бея против войска
Речи Посполиты. Этим произведения по сюжету очень близка трилогия Михаила Старицкого «Богдан Хмельницкий» (Москва, 1994. – 2000 с.)
Однако в романе Старицкого – иные акценты: образ гетмана Потоцкого, возглавившего польское войско
в походе на Украину, овеян романтикой героизма. Особенно ярко это ощущается в
описании последних эпизодов его жизни. Смерть Потоцкого вызывает смешанное чувство
жалости, восхищения и уважения.
Несколько страниц романа посвящены сераскеру Тогай бею и его войску. Крымскотатарский
полководец не вызывает восхищения автора (вспомните Джанмухаммеда). Наоборот,
говоря о нем, М.Старицкий использует такие определения: «прорезанные узко глаза»,
«мохнатая рука», «зверская, алчная улыбка», а его воины – «темные шакалы,
копошащиеся среди окровавленных трупов».
А так описывает М. Старицкий процесс заключения договора
Хмельницкого и крымского хана Ислама III Герая о совместном походе (т.3, с. 388-390, в
сокращении):
«Богдан долго сидел в Бахчисарае и дожидался аудиенции у Ислам-Гирея; придворные мурзы брали бакшиш и только водили да угощали его, но
тут помог Тогай-бей: через месяц, наконец, допустили посла перед светлые очи
хана. И помнится Хмельницкому, что какая-то непослушная дрожь пробежала по его
телу; но он, осилив волнение, после обычных раболепных приветствий обратился
по-турецки к хану:
– До сих пор мы, соседи и братья по удали, были врагами, но к вражде
принуждал нас наш утеснитель, запрягший в
панское ярмо вольный русский народ. Знай же, светлейший хан, что казаки воевали
с подвластным тебе народом по принуждению, по неволе, а в душе они питали
всегда приязнь к верным сынам твоим, к храбрым и доблестным витязям. Теперь же
час нашего ига пробил, ярмо до костей стерло наши шеи, и мы решились или
умереть, или добиться свободы и зажить в мире с нашими славными соседями. Вот и
послала меня к тебе, солнце востока, вся наша земля ударить челом властелину и
просить у него ласки да помощи: мы предлагаем дружбу и вечный союз, клянемся
сражаться за мусульманские интересы. Взгляни своим орлиным оком на эту бумагу: то наказ короля вооружиться нам всем
поголовно и ударить на татар и на турок. Но мы открываем твоему блистательному
сиянию коварные замыслы наших деспотов и предаем свою судьбу в твои мощные
руки. Так открой же к нашему предложению высокий свой слух и склони
благороднейшее сердце к нашей просьбе!
Ислам-Гирей слушал его, Богдана, с благосклонным вниманием и, видимо,
тронут был его речью; он милостиво отпустил посла, пообещав сделать все, что не
повредит интересам его страны, и даже протянул ему руку; но Тогай-бей передал Богдану,
что хан хотя и рад был в душе исполнить просьбу казаков, хотя предложение
Богдана и сулило ему многие выгоды, но он не доверял ему и боялся подвоха.
Тогда Богдан предложил через Тогай-бея
оставить в заложники своего сына; хан согласился на этот залог и призвал посла
торжественно поклясться перед диваном.
Памятен ему этот день, Богдан стоял перед ханом среди многочисленного
общества мурз и начальников крымских. На лице хана и на всех царедворцах лежал
отпечаток особенного настроения.
– Хмельницкий, – произнес, наконец, торжественно хан, – если твое намерение
искренно, если слова твои не лукавы, то поклянись перед всеми нами на моей
сабле.
Подали драгоценную саблю, и Богдан, поцеловав клинок, произнес твердым, недрогнувшим голосом:
– Клянусь, что все, что прошу от ханской милости, прошу от щирого сердца, что все, чем обязуюсь ему, исполню
без коварства и без измены: иначе покарай меня, боже, гневом твоим и допусти,
чтобы это священное лезвие отделило от моего тела преступную голову.
– Мы тебе верим теперь! – протянул Хмельницкому руку хан, а затем и все
мурзы стали приветствовать его как союзника и друга».
Образ Хмельницкого, созданный Старицким, сложен и неоднозначен.
Гетману нередко приходится решать дилемму: что выгоднее – предать или остаться
верным своему слову? Крымским татарам он все-таки изменил (т.3, с. 601):
– Теперь уже не то, что прежде! А если еще и государь московский пришлет
нам свою помощь, то не они [поляки] нам, а мы им пропишем саблею свои законы.
– Зачем же нам еще союзники, когда уже есть татары, ясновельможный? Войско
разбито… теперь мы справимся с ляхами и сами.
– Татары не христиане, – возвысил голос гетман...
Отстояв своё право на независимость с решающей помощью крымских татар, украинское руководство во главе с Богданом Хмельницким предало своего покровителя – Крымское ханство и в 1654 году переметнулось под покровительство Московии.
ОтветитьУдалитьПровозгласив независимость Украины в 1917 году и получив поддержку Крымскотатарского Мусульманского Исполнительного комитета, украинские национал-демократы во главе с М.С.Грушевским предали крымских татар и их право на восстановление государственности.
Включив в 1954 году в свой состав национальную территорию крымскотатарского народа полуостров Крым, украинское руководство стало главным тормозом и жесточайшим преследователем восстановления прав репрессированного народа и попыток крымских татар самостоятельно обустроиться у себя на родине.
Отстояв с решающей помощью крымских татар полуостров Крым, украинская политическая элита в лице национал-коммунистов и национал-демократов (РУХ), предали чаяния крымскотатарского народа на восстановление своих попранных прав, в том числе и на восстановление утраченной государственности...
Правой рукой Хмельницкого в польском походе был верный друг, перекопский мурза Тугай-бей. Полковник Филон Джеджалий, крымский татарин, выдающийся казацкий предводитель, как и его друг Иван Богун, отказался принять присягу Московскому царю.
ОтветитьУдалить"Будьте здоровы, сынки: и ты, Остап, и ты, Андрий! Дай же боже, чтоб вы на войне всегда были удачливы! Чтобы басурманов били, и турков били, и татарву били бы..." Тарас Бульба. М.А.Снежевская. Учебник для 7 класса средней школы. М., Просвещение(?!) 1989. "В солнце знаменье страшное, в полночь звезды хвастатые, перед зорями земля тряслась. Шла Орда на Святую Русь..."Так начинается былина о татарском нашествии. Русский народ сопротивлялся отчаяно. Пели стрелы каленые, гремели копья долгомерные, падали татарове труп на труп... Во время татарщины русские матери и жены не то что плакали, а в слезах плавали..." Русский героический эпос. Литература для 7-х классов. Составитель Сытникова Л.А. Допущен Мин.прос.Украины 1998г. "Взойдем на горы Киевские, взглянем на славный Днепр, а потом и на всю землю Русскую. И после этого посмотрим на земли восточные - удел сына Ноева Сима от которого пошли хинове - поганные татары, басурманы(...) Воспоем деяния князей русских, постоявших за веру христианскую!.. (...) И молвил он брату своему, великому князю Дмитрию Ивановичу: "Не поддавайся брат, поганым татарам, ведь поганые уже поля русские топчут и вотчину нашу отнимают!..."(Там же). Вот так, изо дня в день на протяжении четверти века "просвещало" украинское министерство освиты подрастающее поколение... Но что при этом делали в Верховной Раде два деятеля из "поганых" - М.Джемилев и Р.Чубаров и вся их банда холуев в "Верховной Раде" Крыма?..
ОтветитьУдалитьДепутаты от рядовых казаков заявили, что требуют, «чтобы с татарами не разрывали дружбу, ибо ОНИ ЯВЛЯЮТСЯ ОХРАННИКАМИ НАШИХ СВОБОД».
ОтветитьУдалить