Богдан Хмельницкий с Тогай беем. Фрагмент. Художник Ян Матейко. |
Крымскотатарский поэт Джанмухаммед написал свою
поэму «Тогай бей» в 1648 году. Она отличается необычайной силой эмоций, высотой
интеллекта, философской насыщенностью, и чтение ее дает богатейшую пищу уму и
сердцу.
Но сейчас мне хотелось бы сказать несколько слов о главном герое поэмы.
Сераскер Тогай бей – смелый, отважный, талантливый полководец (подстрочный
перевод):
Во время боя Тогай бей в гуще сражающихся;
Словно лев, опьяненный духом борьбы,
Он, сжав в руке сверкающую алмазом саблю,
Сражается, забыв о существовании смерти.
Хмельницкий говорит о Тогай бее так:
Его имя известно на востоке и западе,
Его имя известно миру.
Он всегда побеждает, он настоящий герой.
Джанмухаммед любит своего героя и, говоря о нем,
использует такие эпитеты: «богатырь», «герой нашего времени», «лев»:
Снова ринулся в бой Тогай бей,
Окрасилась сабля его алой кровью врага.
Он воодушевлен и храбр, как лев,
Возникает на поле среди сражающихся,
Словно пламя жгучего огня.
Он совсем не думает о смерти…
Джанмухаммед также сравнивает Тогай бея и его воинов с волками. На первый взгляд, странно. Ведь волк в представлении человека, не знакомого с символикой крымских татар, – кровожадное, жестокое, трусливое животное (тамбовский волк тебе товарищ).
Поэтому еще раз процитирую ученого, который утверждает: «Одиночные звери [волки], возвращаясь после длительного отсутствия на дневку, пытаясь скорее найти ее, обычно воют. С дневки, которая в большинстве случаев расположена от воющего животного на расстоянии сотен метров, отвечают все, кто на ней находится. Этим пользуются охотники: даже не слишком умелая имитация воя вызывает ответный вой стаи, находящейся на дневке. Животные, отличающиеся высоким интеллектом и осторожностью, с легкостью выдают свое присутствие охотникам. Таким образом, пренебрегая опасностью и рискуя собственной жизнью, волки отзываются на каждый одинокий зов о помощи».
Вот теперь образ Тогай бея перестает быть противоречивым, двойственным, он становится ясным, цельным, исполненным благородства и героизма.
Вот теперь образ Тогай бея перестает быть противоречивым, двойственным, он становится ясным, цельным, исполненным благородства и героизма.
О Тогай бее пишет Кырымлы Хаджи Мехмед Сенаи в "Книге походов": "Тугай бек, и подобные... отважные героические мужи, бросившись на несказанно большие осадные пушки, извергавшие огонь, с криками «Аллах, Аллах!», «Аллах, Аллах!», прославляя имя божье, все разом бросились в сабельную атаку, и многие, уповая на всевышнего, подобно хищным львам, полезли прямо в пасти изрыгающих пламя драконов, и, питая в душе прекрасную мечту об исполнении обета «или победа, или смерть», справа и слева, с центра, и с флангов, крепкими мечами, как ослепительными молниями, ударили по зловредным собакам".
ОтветитьУдалить