О татарах пишет Рашид ад-дин Фазлуллах
Хамадани в книге «Собрание историй» (1300-1311). Этот известный историк, перс
по национальности, – свидетель вторжения монголо-татар в Европу.
В главе «Племя татар» Рашид ад-дин отмечает: «Их имя издревле было известно
в мире. Места их кочевий, стоянок и юртов были вблизи границ Северного Китая.
Их же основное обитание – на северо-востоке Монголии.
Большую часть времени татары были народом, повинующимся и платящим дань китайским императорам; постоянно некоторая часть из них восставала и бунтовала, тогда китайские государи снаряжали войска и снова приводили их к повиновению.
Татары также
враждовали и ссорились друг с другом, и долгие годы длилась война между этими
племенами и происходили битвы. Это племя татар прославилось поножовщиной,
которое оно устраивало промеж себя по причине малой сговорчивости и по
невежеству.
В ту эпоху у них
еще не было законов, которые существуют в настоящее время; в их природе
преобладали ненависть, гнев и зависть. Если бы они имели друг с другом
единодушие, а не вражду, то другие народы из китайцев и прочих и вообще ни одна
тварь не была бы в состоянии противостоять им. И тем не менее, при всей вражде
и раздоре, кои царили в их среде, они уже в глубокой древности большую часть
времени были покорителями и владыками большей части племен и областей,
выдаваясь своим величием, могуществом и полным почетом.
Из-за их чрезвычайного величия и почетного положения другие тюркские роды назывались
татарами. Они полагали свое величие и достоинство в том, что себя относили к
ним и стали известны под их именем. Как в настоящее время, вследствие
благоденствия Чингисхана, разные тюркские племена, из которых каждое имело
определенное имя и специальное прозвище, – все они из-за самовосхваления
называют себя тоже монголами, несмотря на то, что в древности они не признавали
этого имени.
Ныне дошло до
того, что монголами называют народы Китая, Индии, найманов, уйгуров, кыпчаков,
туркмен, карлуков, калачей. И эта совокупность народов для своего величия и
достоинства признает полезным называть себя монголами.
Вследствие силы
и могущества татар еще и поныне в областях Северного, Южного, Восточного и
Центрального Китая, в стране киргизов, келаров и башкир, в Дешт-и-Кыпчаке, в
северных от него районах, у арабских племен, в Сирии, Египте и Марокко все
тюркские племена называются татарами.
Хотя у этих
племен было много сражений и стычек друг с другом и они были постоянно заняты
убийствами, разорением и грабежом друг друга, однако случилось так, что между
ними и монгольскими племенами тоже произошли распря и война. В этом положении
татарские племена объединились вместе.
Из этого народа,
как во времена Чингисхана, так и после него некоторые стали великими и
уважаемыми эмирами и доверенными государства в ордах. В каждом улусе также
существует из того племени много народа, который присоединился к монгольскому
войску; всякий из них знает, из какой ветви татар он происходит».
И даже тогда,
когда армии Чингисхана и его потомков победоносно прошли по Европе, татары, гордясь своими предками, не стали называть себя монголами. Великая империя,
основанная Чингисханом, вошла в мировую историю как монголо-татарская.
Рашид-ад-дин. Сборник летописей // М.-Л.: Издательство АН СССР, 1952. – Т. 1. – кн. 1.
Глава «Племя татар» приводится в сокращении.
Быть татарином или стать татарином в тот период не означало изменить свою этничность, это означало быть "гражданином" или подданным государства чингизидов. Поэтому в этническом смысле после образования Золотой Орды "татары" были очень разнородные, среди них были финно-угорские племена, оседлое и чрезвычайно пестрое население Средней Азии, кавказские народы, частью и славяне, пошедшие непосредственно на службу империи. Но абсолютно преобладающей численно, культурно и языково группой объективно оказались тюрки, среди которых абсолютное большинство составляли половцы, делившиеся на множество родов и племен.
ОтветитьУдалитьИначе говоря, тюрки в Крыму и вплоть до Волги, преимущественно половцы, еще не покоренные и не включенные в чингизидскую империю, называли себя в соответствии со своими древними родовыми именами, а те, кто уже добровольно или поневоле попал под их власть, стали "татарами". Это не означает, что они откуда-то куда-то пришли или ушли. "Татар" в эпоху становления империи Чингисхана было именем не этническим, а политическим.
В течение считанных десятилетий слово "татар" встало ассоциироваться и у иностранных наблюдателей, и, что чрезвычайно важно, у самой тюркской части населения этой империи, как собственное имя той части тюрков, которые жили на своих древних землях, но теперь уже вошедших в эту империю. "Татар" стало равнозначно нынешнему "тюрк" (хотя слово “тюрк” для большинства из них в тот период не употреблялось).
Разноброд ? Кайҙа илең ,кем халкың ,ораның һәм тамгаң кайһылай ? На этот вопрос тюрки всегда имели ответ ,т.е. родово племенные имена ясно показывали кто стоит перед тобой !
УдалитьМИХАЛОН ЛИТВИН «О НРАВАХ ТАТАР, ЛИТОВЦЕВ И МОСКВИТЯН», XVI век
ОтветитьУдалить«…Хотя татары считаются у нас варварами и дикарями, они, однако, хвалятся умеренностью жизни и древностью своего скифского племени, утверждая, что оно происходит от семени Авраама, и они никогда ни у кого не были в рабстве, хотя иногда бывали побеждены Александром, Дарием, Киром, Ксерксом и другими царями и более могущественными народами: а ныне оно разделено на разные орды, то есть народы. Ведь за соседними с нами перекопскими [татарами] и тесно связанными с ними белгородскими и добруджскими, живущими на границе Молдавии, к востоку находятся сильные орды, враждебные перекопским. Одни – ногаи, другие – астраханы, третьи – за рекой Танаисом, называемой Волгой, заволжские, [это] родина царя Батыя, разорителя Венгрии, некогда господствовавшая над москвитянами и всеми рутенами, принадлежащая ныне нагайцам, четвертые – казанские, пятые – казахские, также Бухара, Самарканд и, говорят, многие другие, разделенные между 12 императорами, как обещал господь предку их Исмаилу в книге Бытия, что он родит двенадцать вождей и превратится в великий народ…».
В книге Эдварда Паркера "Тысяча лет из истории татар" (издание, подготовленное В.Мирзояновым, под редакцией доктора ист.наук Р.Г.Фахрутдинова), представлены данные из китайских летописей 4 столетия до н.э., с упоминанием северных кочевых народов под именем Татар.
ОтветитьУдалить