Манас |
Кыргызский эпос «Манас» восходит, по мнению многих исследователей, к 840
году и существует более 1000 лет. Но его философия актуальна и в наши дни. Вот только десять строчек из завета хана Кёкётёя:
Сыну такой мой совет:
Пусть почитает свой народ, заботится о нем,Сыну такой мой совет:
Пусть согласия не нарушает
Между близкой и дальней [родней].
Жившие до нас так говорили:
«Доля, принадлежащая одному,
Счастья другому не принесет».
Те, что жили раньше нас, так говорили:
«Богатство, принадлежащее одному,
Не станет богатством для других».
В эпосе отражаются и этнокультурные контакты кыргызов с крымскими
татарами. Например:
…Поехав в страну Багдад,
Бадахшан и Балык,В Кырым…
В главе о том, как Алмамбет
становится во главе войска, упоминается «Мурадыл,
сын Кырыма». О нем же в «Поминках
по Кёкётёю»: «И вот, наконец, на аш Кёкётёя начали съезжаться приглашенные. Из
Китая прибыл Конурбай, приехал Мурадыл, сын Кырыма» и др.
Слово «Кырым», встречающееся в эпосе несколько раз. в Словаре к переводу,
осуществленному под эгидой Академии наук СССР в 1990 году, объясняется так:
«Кырым – в эпосе название местности (возможно, Крым), а также племени, живущего в данной местности» (!?).
Нас уничтожали. Нас сравнивали с землей. Наши книги сжигали. Наше честное имя стирали из истории. Все равно мы – здесь, в Крыму, на родине! Что сказать? Нас уничтожали, но не уничтожили!
ОтветитьУдалитьЕсли сравнить тексты "Манаса", айтыши Шал Киийиза, Достмамбета Азавлы, "Танду" Бекира Чобанзаде, то прослеживается одно этнокультурное поле с Орхонскими надписями и другими древними тюркскими литературными памятниками. Те же критерии джигитизма (батыризма), достойного пути Героя.
ОтветитьУдалить