Добропожелания - жанр крымскотатарского фольклора |
Память любого народа на протяжении веков хранит легенды, предания, сказки, песни,
частушки, анекдоты, скороговорки, пословицы, поговорки, загадки. Почему они так долговечны? Почему всегда вызывают живой интерес?
Потому, что в них – душа народа, его история и отношение к родной
земле, к жизни, быт, язык – все в этих прекрасных по своей простоте и правдивости
произведениях.
В фольклоре крымских татар есть все перечисленные выше жанры. Но сегодня
речь не о них. Перечислю только жанры, которых нет у других народов мира:
◄ богатырские сказания про Чора батыра, Копланды, Фазыл батыра, Аметшаха, Орак батыра, Достанбета, Эр-Таргына, Амета, Адиль-Султана, Шал-Кыз, Эдигея (о борьбе крымскотатарских предводителей против Золотой Орды), Мамая (его не следует отождествлять с противником Дмитрия Донского. Это один из потомков Эдигея);
◄ предания об Алиме айдамаке;
◄ истории об Ахмет акае;
◄ добропожелания
(своего рода народные молитвы – фатиха).
Многие фольклорные произведения крымских татар подверглись переработке и
легли в основу мировых лите-ратурных шедевров, например таких:
- «Бахчисарайский фонтан», «Сказка о царе Салтане» и др. А.С.Пушкина,
- «Ашик-Кериб» М.Ю. Лермонтова,
- «Песня о Соколе», «Хан и его сын» М. Горького,
- «Темир-Аксак-хан» И.А.Бунина,
- использованы в произведениях Н.А.Некрасова, М.Ямщиковой
(А.Алтаев), А.Грина, Г.Данилевского, Ф.Домб-ровского, Е.Маркова,
С.Городецкого, В.Короленко, В.Рождественского, Е.Евтушенко
и многих других русских и советских писателей.
К сокровищницам крымскотатарского фольклора неоднократно обращались М.И.Глинка,
А.А.Спендиаров и др. Художник Айвазовский вспоминал: «Я часто наигрывал на скрипке Глинке
татарские песни, слышанные мною в детстве еще в Крыму, и он их перенес потом в
«Руслана и Людмилу». Известный армянский композитор А.Спендиаров способствовал
популяризации и пропаганде крымскотатарских песен среди многих народов мира. Одной
из самых популярных пьес Спендиарова является «Татарская колыбельная», а женские свадебные пляски его «Крымских эскизов» «обежали все эстрады мира».
Фольклор крымских татар в настоящее время имеет, на мой взгляд, не меньшее значение, чем предписания религии. Ибо он отражает не только особенности мировоззрения и культуры народа, но и его происхождение, историю, взаимоотношения в семье и в обществе в целом.
ОтветитьУдалитьВ эпосе [«Эдигей»] набатно звучит мысль о пагубности междоусобицы, безудержной корысти, пустых амбиций, сталкивающих интересы различных людей, художественно ярко и выразительно описывается распад державы Джучидов, которому предшествовали ослабление власти, обезглавленность государства, разобщенность, жесткость, порождавшая жестокость. Неистовая энергия героев могла быть направлена к созиданию, творению Добра и красоты, но становится разрушительной из-за бескомпромиссного и бессмысленного противостояния. Столь разнородные колебания, такой разброд мыслей и целей не могли не расшатать Золотую Орду, и она растворилась во мраке. Распалась Орда, но из этой немоты и небытия родилась удивительная песня – эпос «Идегей». [«Эдигей»]
ОтветитьУдалить