27.03.2012

Нет другого такого фольклора

Добропожелания - жанр крымскотатарского фольклора
Память любого народа на протяжении веков хранит легенды, предания, сказки, песни, частушки, анекдоты, скороговорки, пословицы, поговорки, загадки. Почему они так долговечны? Почему всегда вызывают живой интерес?

Потому, что в них – душа народа, его история и отношение к родной земле, к жизни, быт, язык – все в этих прекрасных по своей простоте и правдивости произведениях.

В фольклоре крымских татар есть все перечисленные выше жанры. Но сегодня речь не о них. Перечислю только жанры, которых нет у других народов мира:

богатырские сказания про Чора батыра, Копланды, Фазыл батыра, Аметшаха, Орак батыра, Достанбета, Эр-Таргына, Амета, Адиль-Султана, Шал-Кыз, Эдигея (о борьбе крымскотатарских предводителей против Золотой Орды), Мамая (его не следует отождествлять с противником Дмитрия Донского. Это один из потомков Эдигея);

предания об Алиме айдамаке;

истории об Ахмет акае;

добропожелания (своего рода народные молитвы – фатиха).

Многие фольклорные произведения крымских татар подверглись переработке и легли в основу мировых лите-ратурных шедевров, например таких:

- «Бахчисарайский фонтан», «Сказка о царе Салтане» и др. А.С.Пушкина,
- «Ашик-Кериб» М.Ю. Лермонтова,
- «Песня о Соколе», «Хан и его сын» М. Горького,
- «Темир-Аксак-хан» И.А.Бунина,
- использованы в произведениях Н.А.Некрасова, М.Ямщиковой (А.Алтаев), А.Грина, Г.Данилевского, Ф.Домб-ровского, Е.Маркова, С.Городецкого, В.Короленко, В.Рождественского, Е.Евтушенко и многих других русских и советских писателей.

К сокровищницам крымскотатарского фольклора неоднократно обращались М.И.Глинка, А.А.Спендиаров и др. Художник Айвазовский вспоминал: «Я часто наигрывал на скрипке Глинке татарские песни, слышанные мною в детстве еще в Крыму, и он их перенес потом в «Руслана и Людмилу». Известный армянский композитор А.Спендиаров способствовал популяризации и пропаганде крымскотатарских песен среди многих народов мира. Одной из самых популярных пьес Спендиарова является «Татарская колыбельная», а женские свадебные пляски его «Крымских эскизов» «обежали все эстрады мира».

2 комментария:

  1. Левиза Куртумерова22 октября 2016 г. в 05:06

    Фольклор крымских татар в настоящее время имеет, на мой взгляд, не меньшее значение, чем предписания религии. Ибо он отражает не только особенности мировоззрения и культуры народа, но и его происхождение, историю, взаимоотношения в семье и в обществе в целом.

    ОтветитьУдалить
  2. Додуева А.Т.4 июня 2020 г. в 14:33

    В эпосе [«Эдигей»] набатно звучит мысль о пагубности междоусобицы, безудержной корысти, пустых амбиций, сталкивающих интересы различных людей, художественно ярко и выразительно описывается распад державы Джучидов, которому предшествовали ослабление власти, обезглавленность государства, разобщенность, жесткость, порождавшая жестокость. Неистовая энергия героев могла быть направлена к созиданию, творению Добра и красоты, но становится разрушительной из-за бескомпромиссного и бессмысленного противостояния. Столь разнородные колебания, такой разброд мыслей и целей не могли не расшатать Золотую Орду, и она растворилась во мраке. Распалась Орда, но из этой немоты и небытия родилась удивительная песня – эпос «Идегей». [«Эдигей»]

    ОтветитьУдалить