Худ. Р.Ваапов |
В устном народном творчестве крымских татар есть много пословиц об учителе и его роли в обществе. Кроме того, существует особый жанр фольклора – лятифелер – истории об Ахмет акае.
Когда мы впервые читаем истории об Ахмет акае, нам кажет-ся, что он смешон, чаще – просто глуп, а истории о нем – неч-то вроде анекдотов. Однако называть истории об Ахмет акае шутками, анекдотами – ошибка. Ахмет акай – мудрый учитель.
Он играет роль глупца, чтобы сделать истину более яркой; в его шутках больше мудрости, чем в самых серьезных советах. Но эту мудрость нельзя просто «взять и поумнеть». Ахмет акай убежден, что подготовку ума нельзя считать завершенной, пока человек не поймет, что он должен что-то сделать для себя самостоятельно и не прекратит думать, что другие смогут это сделать за него. Под этим что-то подразумевается работа над собой под руководством Учителя.
Ахмет акай – личность неординарная, яркая; мудрый и смелый человек, который не обращает внимания на то, что могут подумать о нем люди, в то время как большинство других все еще небезразличны к общественному (и плохо сформированному) мнению; он учит не словом, а делом, учит неавторитарно, деликатно.
Размышления над историями об Ахмет акае – это упражнения, которые способствуют изменению сознания, уничтожению слепоты, делающей обычного человека узником шаблонной системы мышления, которой почти все мы привыкли пользоваться.
Эти истории раскрывают ложность привычных суждений; изображая формалистически мыслящего человека, подчеркивают нелепость его поступков, мышления; помогают отказаться от эгоизма, от сковывающих наше сознание догматов.
Восточный философ сказал: если в историях об Ахмет акае ребенок видит только шутку, над развитием его сознания еще следует работать.
В 1940 году в Москве была издана книга С.И Мирера «Ахмет Ахай озенбашский». Почему обсуждая ее, наши крымскотатарские ученые настойчиво называют тексты, собранные Мирером, анекдотами?
ОтветитьУдалить