30.09.2015

Крымскотатарские писатели середины 30-х годов. Шарж

Крымскотатарские писатели середины 30-х годов, шарж. - Qırımtatar yazıcıları, 30-ci senelerin ortası.

11 ноября 2012 года Айдын Шемьи-заде опубликовал это фото на своей странице в Фейсбуке*. Тема, поднятая Айдын беем, живет в интернете уже почти три года, время от времени пополняясь новыми комментариями. Решилась скопировать часть их сюда.

Aydin Eshref-oglu Shemi-zade Этот шарж посвящен Первой всекрымской конференции писателей, состоявшейся весной или летом 1934-го года. Опубликован шарж, наверное, в «Къызыл Къырым»:

Джафер Гафар – расстрелян в 1938 году.
Ильяс Тархан – расстрелян в 1938 году.
Эшреф Шемьи-заде – исключен из Союза писателей в 1937 году, арестован в 1941 году (освобожден в 1942 году в Иркутске), арестован в 1949 году в Узбекистане (освобожден в 1955 году).
Умер Ипчи – арестован в 1937 году, умер в 1955 году в тюрьме.
Алтанълы – процветал, умер в Узбекистане.
Ыргъат Къадыр – арестован в 1937 году, освобожден и погиб на фронте.
Джавтобели – арестован в 1937 году, освобожден в 1946 году. Умер в Узбекистане.
Джаманакълы – оказался после войны в Татарстане, умер в Елабуге.
Дерменджи – был арестован в 1937 году, через год освобожден и процветал.
Февзи Мусаниф - расстрелян в 1938 году.
Тынчеров – жил-поживал, умер в Узбекистане.
Амди Алим – погиб на фронте.
Азам Амет – погиб на фронте.
Шамиль Алядин – служил в СМЕРШ, процветал, умер в Крыму.
Максуд Сулейман – жил-поживал, умер в Узбекистане.
Фетта Аким – жил-поживал, умер в Узбекистане.
Осман Амит – погиб как подпольщик в гестапо.

Руслан Менлиазизов Писатели, представители крымскотатарской литературы, в 30-е годы ХХ века, в Крыму, на территории Советского Союза. Здесь нельзя подходить к каждому писателю однозначно, ибо все они были интерпретаторами высоких чувств своего и советского народа в условиях советской власти. Писатели не занимались религиозной пропагандой, а подымали народ на строительство социализма в Крыму. Конечно, они были из разных классов крымскотатарского общества, но, в основном, из бедных слоев. Мы можем только сожалеть, что им досталась нелегкая доля. В ХХ веке погибло насильно более 100 миллионов человек. Выйти из этого кошмара и сохранить человеческое достоинство - это подвиг и большое счастье!

Лиля Юнусова Айдын бей: Максуд Сулейман – жил-поживал, умер в Узбекистане. // В годы Великой Отечественной войны М.Сулейман командовал артиллерийским расчетом. В одном из боев был тяжело ранен, попал в плен. После освобождения из плена – репрессирован. Скончался в депортации в городе Андижане Узбекской ССР после тяжелой болезни в 1953 году. Ему было 44 года.

Aydin Eshref-oglu Shemi-zade Да, я хорошо знал Максуда-агъа и его жену Хатидже-апте. Он рано умер. Мы до 1949-го жили в Андижанской области, в Чинабаде.
 
Shirvan Sinegulov Шамиль Алядин, имея бронь, будучи председателем Союза писателей Крыма, пошел добровольцем на фронт воевать с агрессором. В штабах не отсиживался, получил два сильных ранения в боях, с начальством конфликтовал. После ранений служил в партизанском отряде, подписывал своим именем листовки, распространяемые в оккупированном Крыму. После депортации в Ташкенте за должности не держался, подписывал письма к властям в защиту народа, за что его снимали с постов. Помог многим людям и сделал то, без чего от крымскотатарской культуры и искусства за период депортации могло бы мало что остаться. Причем, делал все это бескорыстно, денег не собирал, взяток не брал, жил скромно. И я очень прошу, тех, кто его знал лично, не молчать.

Aydin Eshref-oglu Shemi-zade Шамиль-агъа сыграл большую положительную роль в бытии нашего народа в Узбекистане. Давайте не будем вдаваться в подробности. В конце концов, он не был доносчиком, а был офицером органов. И фактов его доносительства неизвестно.
 
Руслан Менлиазизов Шамиль Алядин неоднократно бывал у нас дома в Самарканде, и он долго вел разговоры с моим отцом на множество тем, конечно, не забывая о писательском творчестве. То, что я получил хорошее образование, – это именно их пример, ибо я своими ушами и своими глазами видел высокую эрудированность этих людей, их волю к жизни, оптимизм, который они внушили мне и, думаю, не только мне, – все это тоже подвиг наших предков.

Shirvan Sinegulov Я отписался за свою семью. Разумеется, мои слова справедливы и в отношении всех остальных. Сразу в голову все не приходит, когда начинаешь читать такие выпады про родного человека.
 
Руслан Менлиазизов Мой отец, Зиядин Джавтебели, сохранил это достоинство, хотя не всегда мог исполнять свою миссию писателя. Жизнь потребовала быть простым рабочим, строителем, но ночами он писал стихи на арабице. В то время надо было сохранить народ или его могли распылить на ветру. То, что наши писатели смогли войти в различные слои советского общества и своей образованностью вели народ дорогой мудрости, говорит о многом. Жаль, что им досталась такая доля, однако у каждого человека своя судьба, и эту судьбу надо было достойно нести, поднимая на ноги свою семью и свой народ. Наши отцы и деды были достойными людьми, они сохранили нас и наш народ от страшной участи газовых камер.

Руслан Менлиазизов Ни Шамиль Алядин, ни отец не были академиками, но когда академик Вахид Абдуллаев пришел к нам в гости, в то время и Шамиль Алядин гостил у нас, то я присутствовал при их разговоре и ел арбуз, который принес академик. Я слышал, как они читали стихи, и был восхищен своим отцом, который прочитал наизусть строки из поэмы «Лейля и Меджнун», где Меджнун признавался в любви к Лейле. Это в то время меня потрясло! Это меня потянуло к поэзии Востока, я не раз перечитывал Навои, Саади, Джами, Насими, Хафиза, Физули, Махтумкули и многих других великих певцов Востока. Вахид Абдуллаев тогда занимался биографией Алишера Навои.

Руслан Менлиазизов В народе говорят: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Так вот, ни мой отец, ни Ш.Алядин, ни математик Хатыпов, ни многие другие друзья и знакомые отца не были олигархами по богатству. Но точно знаю, что они были олигархами по уму, так как владели такими обширными знаниями, что даже искорки их знаний, попавших в мою память, оставили глубокий след в моей судьбе и открыли передо мной такие тайны и мудрость веков, что одной жизни вряд ли хватит, чтобы рассказать о том, что есть человеческое достоинство и какая связь времен и народов связывает наши судьбы с судьбами наших предков.

Валерий Плиев У каждого из них была своя горестная судьба, однако каждый из них до конца жизни оставался достойным сыном родного народа...
 
* https://www.facebook.com/photo.php?fbid=10151252763589771&set=a.194106839770.126328.736489770&type=1&theater&notif_t=photo_reply

3 комментария:

  1. Валерий Плиев подал пример всем крымским татарам, как надо относиться к своим соотечественникам. Жму руку, брат!

    ОтветитьУдалить
  2. Ответственность писателей, поэтов, да и, вообще, интеллигенции перед своим народом невероятно велика. Судьбы крымскотатарских интеллигентов 20-30-х годов тому хороший пример. Советская власть с успехом использовала одних против других, уничтожив большую часть из оставшихся.

    ОтветитьУдалить
  3. Февзи Айсерезли17 апреля 2020 г. в 16:36

    Аллах рахмет эйлесин! Джумлеге инсаф версин. Бизлер бир-биримизны корьмеге олмасагъ, душмандан не истейикъ!? Русие, Украин, араблар, турклер, хизбут, вахоб ве дигер сиясий тешкилятларнъын къулы олуп, халкъны парчаладыкъ. Аллах Тааля бизлерге ярдымджы олсун, намуслы ёл башы ве рехберлер версин, халкъымиз бирлик ва муабет олсун.

    ОтветитьУдалить