В крымскотатарских легендах не все женщины, одаренные природой идеальной красотой, столь же прекрасны духовно, как их внешность.
Так, прелестная с виду Ак Бике Ханий (Госпожа Ак Бике) оказалась скупой и недалекого ума: трижды проиграла находчивости обычного рыбака. Хан же проявил себя человеком щедрым, способным оценить чужой ум и сообразительность, имеющим собственные убеждения.
Гордая красавица Айше (Надменная Айше) мечтала влюбиться, как влюбляются обычные девушки. Она встретила прекрасного юношу, но оба так и не поняли, что любовь – это не желание настоять на своем, а умение, если нужно, уступить друг другу. Айше приравняла любовь к кинжалу, в результате погибли оба: один физически, другая духовно.
В легенде «Юзюк» (Кольцо) молодая красивая купчиха, надевшая на палец кольцо, сделанное мастером с открытой душой, вдруг стала безобразной. Словно великолепная завеса упала, обнажив жестокость и грубость ее сердца. Сняв украшение с пальца, женщина снова стала прекрасной, но народ уже увидел, какая она на самом деле.
Итак, в народной философии крымских татар, высоко ценящих все прекрасное, есть мудрое предупреждение: привлекательная внешность может оказаться банальной маской, под которой скрывается порочная натура.
Эта мысль выдерживается только в исконно крымскотатарских легендах и сказках. В заимствованных могут быть неожиданные "повороты".
ОтветитьУдалить