Довольно часто встречаются в легендах образы женщин-матерей. Какие они, крымскотатарские матери? Как они любят и воспитывают своих детей?
В легенде «Акъмесджит акъкъында ривает» (Легенда об Акмесджите) Назифе горько плачет, отправляя сынишку далеко от дома, и мальчик, крепко обхватив руками шею матери, не желает уезжать к зажиточному человеку, обещавшему родителям обучать его, хорошо кормить и одевать. Не спится матери по ночам: и душа болит, и не просыхают глаза от слез, но она крепится, надеясь, что вынужденная разлука принесет пользу сыну.
Когда жена Топал бея (Ана ве къыз ташлар – Камни Мать и Дочь) родила двойню, оказалось, что у мальчиков нет сердца. Тогда мать, разделив пополам, отдала им свое. С детства детям ни в чем не отказывали. Однако жертвенность материнской любви не принесла ожидаемых плодов: братья выросли эгоистичными, жестокими и подлыми. Как оказалось, чтобы стать достойным человеком, жить в полсердца недостаточно. А мать, не имеющая сердца, не в силах воспитать порядочных людей.
Однажды братья, увидев юную красавицу Зелиху, решили ее похитить. Когда злодеи схватили девушку, она превратилась в камень. Увидев это, ее мать в сердцах крикнула: «Я всегда хочу быть рядом с дочерью!» Ее желание сбылось: она окаменела рядом. Не в силах спасти дочь, мать разделила ее судьбу. Люди, чистые душой, подойдя к этому камню, слышат, как до сих пор плачет безутешная мать. Самоотверженность матери сохранилась в памяти народа на века.
В легенде «Ана севгисининъ кучю» (Сила материнской любви) могущественный царь морей предупредил матерей, чтобы их сыновья выбирали себе занятие в горах или в степях, а если захотят стать моряками, он их всех погубит. Юноши проявили настойчивость. Матери, вместо того, чтобы отговорить сыновей от опасного выбора, поддержали их, и вместе они выиграли первое противостояние с морским владыкой на берегу. Чтобы помочь детям во второй схватке с бушующим морем, они вступили в сговор с дочерями морского царя, отдав им свою красоту: «Сынок, если ты встретишь очень некрасивую женщину, не отворачивай от нее своего лица – возможно, это мать, отдавшая свою красоту за сына». И в третий раз, отдав звездам блеск своих глаз, матери помогли сыновьям найти дорогу домой. С тех пор моряки стали сильными и непобедимыми.
Как видим, с точки зрения народной мудрости, сила материнской любви не в том, чтобы постоянно держать любимое чадо рядом, оберегая его от опасностей, контролируя во всем, подчиняя своей воле и пристрастиям, взамен одаривая подарками. Любовь крымскотатарской матери нельзя назвать ни слепой, ни жертвенной. Ее любовь так велика, что, пересилив собственные страхи, она учит детей не избегать, а преодолевать труд-ности, быть сильными и самодостаточными людьми, способными приносить пользу своей семье и обществу.
Часто героями национальных эпосов выступают мужчины-богатыри. Например, в «Калевале» такой богатырь ищет мельницу «Сампо». Героем эпоса «Кёр-оглы» тоже является богатырь. Герой эпоса «Козьяш дивар» крымскотатарского поэта Эшрефа Шемьи-заде – молодая женщина, жена, мать. Она стремится к счастью, к любви. Погибая, она спасает своего ребенка, своё потомство, - а, значит, и свой народ. Её последнее желание - иметь возможность сохранить жизнь и здоровье своему ребенку. Её последнее желание - видеть своего сына, угадывая в нем будущее своего потомства, своего народа.
ОтветитьУдалить