В легендах крымских татар много преданий, рассказывающих о любви к женщине. При этом следует подчеркнуть, что женщины в них выступают не как пассивный объект мужского обожания. Крымскотатарская женщина, как правило, активна, сама принимает решения и действует сообразно собственным моральным и нравственным убеждениям.
В легенде «Султан Сале» красивая, умная дочь бая Ресамхан, благодарная простому чабану Сале за свое чудесное спасение и его нежную любовь к ней, посоветовала ему учиться: вначале у мудреца Ахмет акая, затем, нанявшись на большой корабль, «у жизни». Страшно было джанкойскому чабану отправляться далеко от дома, тем более, путешествовать по морю, но, следуя советам девушки, Сале вскоре стал уважаемым человеком, разбогател и женился на Ресамхан. Их сын Султан Сале построил в честь отца мечеть, которая стоит и поныне.
Отзывчивая, щедрая Гулюш ханым (Насим акъайнынъ вариети – Богатство Насим акая) была девушкой еще и мудрой не по годам. Благодаря этому она сумела обеспечить счастливую старость Насим акаю, который после того, как разделил свое имущество между сыновьями, стал им не нужен.
Красавицу Арзы (Арзы къыз эфсанеси – Легенда о девушке Арзы) украли из маленького крымского села Мисхор и продали в гарем турецкого султана. Там Арзы сладко ела, одевалась в шелка, родила султану ребенка, но тоска по родине не утихала. Зов родной земли был непреодолим, и она, прижав дитя к груди, бросилась вместе с ним в бушующие волны Босфора. В ту же ночь жители Мисхора впервые увидели у берега русалочку с ребенком в руках. Арзы вернулась на родину.
Девушки из легенды «Къартал мекяны» (Орлинный залет) вместе с юношами боролись против ненасытного и жестокого бея.
Джанике (Къыркъ орлы Джанике – Джанике из Кырк-Ора), юная рабыня, которую хан воспитывал как собственную дочь, ценой своей жизни спасла от смерти людей, оставшихся в осажденной крепости без воды. Хан воздвиг над ее могилой мавзолей, а народ навсегда сохранил в предании имя самоотверженной девушки.
Смелой, отважной была красавица Эльбис (Къара дагъ – Карадаг), нареченная молодого героя из села Отуз. Он решил убить чудовище, которое поселилось на горе и много лет вынуждало людей приносить ему для съедения не только овец и быков, но и каждую осень, в пору свадеб, – одну из невест. Парень, понимая, что силой тирана не победить, придумал хитрость, но ему нужна была помощь девушки. Эльбис, пересилила свой страх, и стрела, выпущенная ею, настигла цель. Чудовище навсегда исчезло с лица родной земли.
Одна выступила против жестокого врага девушка Мерьем (Демирджи дагъ – Гора Кузнец). Когда чужеземцы, захватив гору, стали ковать на ней оружие, родники в предгорье начали пересыхать, земля перестала родить. Мужчины и юноши, вооружаясь и объединяясь, поднимались на гору, чтобы изгнать врага, однако ни один из них назад не вернулся. Тогда юная хрупкая Мерьем тайно пробралась во вражеский стан и обратилась к главарю со словами: «Чужак, зачем ты пришел сюда? Прошу тебя, уходи с нашей земли, не губи людей». Но злодей вонзил в нее кинжал. В тот момент, когда Мерьем, мертвая, упала на землю, гора содрогнулась, разверзлась, и вырвавшийся из нее огонь навсегда поглотил пришельцев. Утром люди увидели на горе скалу, очертаниями похожую на девушку, а гору назвали Демирджи.
Народная память сохранила и имя девушки Феррах (Деликли къая – Расщелистая скала). Трем подружкам за их доброту и отзывчивость представилась невероятная возможность: исполнение заветного желания. Первая захотела, чтобы приданое, которое она вышивает, было быстрее готово, вторая, засмеявшись, попросила, чтобы бабушка на нее не ворчала. Третья сказала: «Пусть из горы появится родник, который будет поить своей прохладной водой странников и жителей нашего села, даря им силы и здоровье». Скала раскололась, выпустив из недр необыкновенно вкусную и прохладную воду, люди пьют ее и вспоминают Феррах.
Гуль-Беяз (Къарасевда – Безумно влюбленный) отдана замуж за богатого старика. Когда безумно влюбленный в нее Мустафа Чалаш нашел ее, Гуль-Беяз, печально покачала головой: «Выпущенная стрела не возвращается». Она осталась верна своему мужу.
Юная Раиме (Азизнинъ дюрбеси – Мавзолей святого) – жена старого вдовца. Он любил ее, лелеял, она была к нему внимательна и добра. Но однажды, муж, проснувшись ночью, увидел жену, печальную, одиноко сидящую на крыльце. То ли старику послышалось, то ли действительно Раиме говорила вслух, глядя вдаль: «Умоляю, не женись, подожди... Вспомни свою любимую Раиме... Старик скоро умрет, и мы сможем быть вместе...»
Горько стало Куртдеде от таких слов, на рассвете он поднялся на высокую гору, лег на землю и, обратившись к Богу, попросил: «Пусть молодые, расставшиеся друг с другом, сойдутся. Пусть обретут то, чем так дорожат». Аллах принял просьбу старика. Вскоре люди обнаружили на горе его мертвое тело, похоронили там и возвели над могилой мавзолей. Сюда приходят помолиться женщины и девушки, желающие вернуть своих любимых.
Наряду с положительными женскими образами в легендах встречаются и отрицательные.
Эгоистичная молодая вдова Урмие (Эчки дагъ – Козья Гора) пожелала отведать мяса горной козы тогда, когда начался окот. В результате и мяса не поела, и любимого человека навсегда потеряла.
Коварная Назлы (Кеди – Кошка), пригласив в гости людей из соседнего села, которых ее отец считал своими недругами, накормила их пловом с кошачьим мясом.
Стоило богатому хану взглянуть в глаза девушки-красавицы (Ханнынъ олюми – Смерть хана), прятавшейся в недрах высокой горы, он забыл о стране и народе, для него померк весь мир, потух блеск алмазов, ценность золота приравнялась к битым глиняным черепкам. Больше на земле его никто не видел.
Итак, завершая начатый выше разговор, сделаем выводы. В легендах народ создал и сохранил светлый образ женщины. Крымскотатарская женщина красива, хорошо воспитана, умна, находчива, добра, отзывчива, верна любви и семье, свободолюбива, самоотверженна. Она мудрая мать, хранительница народных традиций, любит родину и свой народ, честная и смелая, в беде, грозящей близким, может рядом с мужчинами и даже одна вступить в борьбу с врагом.
Итак, завершая начатый выше разговор, сделаем выводы. В легендах народ создал и сохранил светлый образ женщины. Крымскотатарская женщина красива, хорошо воспитана, умна, находчива, добра, отзывчива, верна любви и семье, свободолюбива, самоотверженна. Она мудрая мать, хранительница народных традиций, любит родину и свой народ, честная и смелая, в беде, грозящей близким, может рядом с мужчинами и даже одна вступить в борьбу с врагом.
То легенды, а вот реальность (только один пример из многих!): "Алиме Абденанова (1924–1944) – участница Великой Отечественной войны, резидент отдела разведки штаба Приморской армии. Герой Российской Федерации (2014, посмертно). Во время Великой Отечественной войны осенью 1943 года в составе разведгруппы действовала на Керченском полуострове и добывала сведения о немецких и румынских войсках, дислоцировавшихся в Крыму. В феврале 1944 года группа была раскрыта, а все ее члены арестованы. После жестоких пыток и длительных допросов была расстреляна 5 апреля 1944 года. На родине Алиме Абденановой в Ленинском районе Крыма крымскотатарскими активистами установлен ей памятник".
ОтветитьУдалитьОчень нужная работа - анализ крымскотатарских сказок. В собрании сочинений Кондараки и поэта В.Шуфа встречается много материала на эту тему. Да и в русских губернских газетах, издававшихся в 19 веке в материалах, посвященных 100 летию присоединения Крыма, много сказок, поэм, илляхи. Невозделанная целина...
ОтветитьУдалить