24.06.2014

Сказки о крымскотатарских женщинах

Лучница. Художник Булат Гильванов.

Удивительные женские образы создал в своих сказках* крымскотатарский народ. В них не все так просто, как иногда кажется на первый взгляд.
 
Во-первых, нет строгого противопоставления: богатая – значит, плохая; если бедная – то хорошая. Во-вторых, не всегда красивая – умна и гуманна. В-третьих, крымскота-тарская женщина добродетельная, мудрая, находчивая, обладает даром понимать искусство, она деятельна и способна принимать самостоятельные, смелые и верные решения. Словом, читайте и делайте выводы.

Интересно, что в некоторых крымскотатарских народных сказках нашла отражение древняя история об амазонках Крыма. Приведу три примера:

1) Юная красавица, названная мужским именем Ибраим, вынуждена покинуть родину. Ее верным другом в даль-них странствиях стал конь. Девушка совершает подвиги, которые многим юношам не под силу. В результате девушка Ибраим превращается в юношу и женится на дочери падишаха, заняв его престол (Агълагъан нар ве кульген айва – Плачущий гранат и смеющаяся айва).

2) Молодой зять падишаха вместе с сорока самыми смелыми юношами страны отправился на войну. По дороге домой после победы над врагом он утонул. Соратники вернулись без него. Дочь падишаха, не поверив в смерть мужа и  вопреки уговорам отца, одна отправляется выручать любимого. Благодаря своей смелости и находчивости, она спасла мужа, сама оказавшись в плену у Водяной старухи (Буюк-ламбат масалы – Сказка Буюк-Ламбата).

3) Две воинственные девушки охраняют вход во дворец колдуна карлика-падишаха. Богатырь, обладающий нечеловеческой силой, пришел, чтобы убить его. Однако, обращаясь к стражницам, уважительно называет их сестренками (Аюв къулакъ огълан – Юноша Медвежьи уши).

По приказу бая Эдиля (Къозукюрпеч – Козукюрпеч) убит юноша, в которого была влюблена его красавица дочь Баянсылув. Тогда девушка, обманув отца и выбранного им для нее жениха, попросила извозчика, который вез тело юноши на родину, выкопать рядом две могилы. В одной он похоронил Козукюрпеча, во второй – Баянсылув: не желая жить без любимого, она вонзила себе в сердце острый нож.

В сказке «Рессам» (Художник) прекрасная принцесса, дочь могущественного хана, приняла решение никогда не выходить замуж. Однако под воздействием картин талантливого художника она поняла ошибочность своего взгляда на супружество и обрела счастье, выйдя замуж за молодого хана соседней страны.

Богачи (Элял сют – Достойные), уверенные в том, что жена бедняка будет ругать мужа за потраченные «зря» пять золотых, проиграли пари. Благодаря любви и взаимопониманию у семьи появились деньги, в сорок раз превышающие их первоначальный достаток.

Обычная девушка (Туварчынынъ акъыллы къызы – Умная дочь скотника) оказалась мудрее ханского визиря. Крестьянка проявила себя честной и верной женой (Дегирменджи моллакъай – Мулла-мельник). Терпеливая жена научила мужа-недотёпу думать самостоятельно (Къолайсыз адам – Недотепа). Три остроумные дочери бедняка вернули отцу отобранное у него золото (Учь къызнынъ къурназлыгъы – Проделка трех девушек). Дочь бедняка отказалась выйти замуж за влюбленного в нее сына хана только потому, что он оказался глупее ее, не понимал смысла сказанных ею фраз (Акъыллы къыз – Умная девушка).

Есть, конечно, в сказках крымских татар и отрицательные женские образы. Так, дочь хана (Учь тылсым – Три волшебные вещи) оказалась коварной, хитростью и лестью она отнимала у своих мужей их волшебные предметы, а самих отправляла в темницу. Третий муж был не столь простодушным, как его старшие братья, и, «наградив» жену, тестя и всю их родню рогами, отправил жить всех из дворца в хлев.

В похожей сказке «Тылсымлы Таз огълан» (Волшебства Таз оглана) безвольная дочь хана, отданная замуж за простого сельчанина, ни разу не вступилась за своего мужа, которого трижды пытался убить хан. В конце концов она вместе с матерью, родней и визирями превратились в стадо ослов.

Злая мачеха наказана тем, что добрая старушка-колдунья одарила ее падчерицу золотыми волосами, а у родной дочери на голове вместо волос выросли огуречные плети и ботва (Алтын башнен Хияр баш – Золотоволоска и Огуречная голова).

Образ матери – типичный положительный образ крымскотатарских сказок. Например, пожилая женщина принимает в свой маленький, тесный дом юношу-сироту, которого прогнали родные братья. Она заботится о нем, как о родном сыне, и он отвечает ей искренней благодарностью (Буюк-ламбат масалы). Мать-птица готова бесстрашно кинуться на богатыря, чтобы защитить своих птенцов (Аюв къулакъ огълан) и др.

*Татар халкъ масаллары / Тертиб эткенлер: Р.Тынчеров, Ю.Болат, К.Джаманакълы – Ташкент: Девлет нефис эдебият нешрияты, 1959. 

1 комментарий: