26.06.2014

«Может, мое место на кухне возле казана»


Произведение Исмаила Гаспринского «Арслан къыз» (Девушка-львица) было опубликовано в 1895 году. Это легенда о 17-летней мусульманке, спасшей от врагов родной город. В ней – отзвук народных преданий о женщинах-воительницах, а также убеждение автора в том, что ислам открывает женщине путь к самореализации и оказывает ей почтение.

Гульджемал – дочь муллы, т.е. шейха, единственный ребенок в семье, красива, стройна и шелковистые волосы – до пят. «Научившись читать и писать, не была лишена знаний о науке. Кроме турецкого, она знала арабский, персидский языки и знала наизусть немало газелей». Мулла, не имея других детей, не запрещал дочери заниматься тем, что ей нравилось. Поэтому смелая Гульджемал стала прекрасной наездницей, метко стреляла из лука и ружья, была сильной и ловкой.

Когда враги окружил ее родной Учьтурфан, и город готов был сдаться, девушка своей волей изменила ход событий, обратившись к военному совету с пламенной речью:

«Эй, мусульмане, не посчитайте постыдным то, что я без дозволения вошла на высший совет, быть может, мое место на кухне возле казана. Я же вошла на военный совет. Однако эти дни не такие простые, как другие, может, это наш судный день... Как я поняла, высший совет дает добро сдаться... Я не из тех, кто сдается! Надеюсь, что отец не будет против! Я пойду через окружение в Кашгар... и вернусь с подмогой... Отец мой, ты, вырастив в ласке и нежности, никому не позволяя притронуться к своей дочери Гульджемал, желаешь видеть ее рабыней? Чем пить кумыс, а может, и полные стаканы водки, находясь в объятиях врага в постыдном служении, не лучше ли чистую, не запятнанную душу мужественно пожертвовать?»

Шейх понял, что не может противиться решению дочери. Смелая девушка под корень обрезала свои длинные косы, переоделась в мужскую одежду и, оседлав верного коня, тайно покинула город. Опасным был ее путь, но она убила одним выстрелом двух вражеских постовых, перехитрила остальных и достигла цели. Однако в Кашгаре, где надеялась найти помощь, ждало разочарование: встретила «измельчавший, трусливый народ».

Гульджемал, которую принимали за юношу, решилась на отчаянный шаг: поступила неожиданно, рискованно. В пятницу, выходной день мусульман, на виду у праздной толпы приезжий «юноша» вошел в городскую женскую баню. Новость мгновенно распространилась, и разгневанные мужчины всего города собрались у ворот бани. Тем временем Гульджемал, успокоив напуганных женщин, рассказала им о своих планах. Женщины, «будучи польщены тем, что среди них оказалась такая мужественная патриотка», растрогались и обещали ей собрать против врага своих братьев и пойти вместе с ними. Они оделись и вышли к толпе мужчин со словами: «Достаточно, эта невинная дева – львица, отважная, это милость и благосклонность Бога». 

Гульджемал же, переодевшись в женское платье, «не скрывая лица», поднялась на каменный забор, развернув красное знамя с начертанным на нем словом «Аллах», громко сказала: «Эй, мусульмане, да, мне необходимо было прикрыться... Однако эти дни – судные дни. Есть о чем подумать. Нужно прогнать врага. Сегодня нет ни женщин, ни мужчин. Сегодня только воины... Если вы боитесь тирана, то смелых еще больше. Эти женщины готовы пойти на врага и защищать вас».

Женщины преподали мужчинам урок решимости. Горожане, восхищенные и воодушевленные отвагой девушки, назвали ее львицей – Арслан кыз. В тот же день «до вечера было организовано 20 тысяч солдат». Во главе войска выступили опытный полководец и Арслан кыз, вид которой придавал воином еще больше храбрости. Их бесстрашие привело к победе над врагом.

Гаспринский И. Арслан-къыз. Кунь догъды. – Симферополь: Оджакъ, 2004. / Перевод на русский язык Т.Киримова.

2 комментария:

  1. Нурлан Салтаев3 февраля 2016 г. в 13:58

    МАТФЕЙ ПАРИЖСКИЙ (ок. 1200-1259) «ВЕЛИКАЯ ХРОНИКА», XIII век (описание «татаро-монгольского» нашествия):
    «…Они сильнее и подвижнее нас и способнее переносить трудности; точно так же и кони их и скот. Женщины [их] – прекрасные воины и особенно лучницы… Кроме того, женщины их вооружены и скачут верхом и никого не щадят. И та, которая лучше сражается, пользуется наибольшим успехом, как у нас та, что умеет лучше ткать или шить или более красива, [считается] наиболее желанной для брака».

    ПИСЬМО брата ЮЛИАНА, XIII век: «…женщины их воинственны, как и они сами: пускают стрелы, ездят на конях и верхом, как мужчины; они будто бы даже отважнее мужчин в боевой схватке, так как иной раз, когда мужчины обращаются вспять, женщины ни за что не бегут, а идут на крайнюю опасность…»

    ОтветитьУдалить
  2. Традиции эти сохранились до наших дней: "Сабрие Сеутова (1953–1998) – активная участница борьбы за права крымскотатарского народа, журналист, писатель, публицист. Летом 1987 года Сабрие Сеутова принимала самое деятельное участие в многотысячных акциях протеста крымских татар в Москве. После серии мощных демонстраций 30 июля около двухсот крымских татар провели демонстрацию на Пушкинской площади в Москве. Во время одной из акций, организованных крымскими татарами, Сабрие Сеутова была жестоко избита. Травмы, полученные тогда, беспокоили активистку всю жизнь и стали причиной ее раней смерти."

    ОтветитьУдалить