Со скифами связана история амазонок
Тавриды.
«Вопрос о существовании и господстве амазонок в Азии и Тавриде мог бы
подвергаться большому сомнению, если б о них не свидетельствовали Гомер,
Овидий, Гезиод, Геродот, Диодор Сицилийский, Страбон, – пишет В.Х.Кондараки. –
Амазонки, или воинственные женщины, появились в Тавриде из Азии гораздо раньше
скифов и киммерийцев. Жены погибших скифов, они не только решили жить
самостоятельно, охраняя свои владения, но даже мстить врагам и воевать подобно
мужчинам.
Прекрасные наездницы и меткие лучницы,
амазонки победоносно прошли по юго-восточной окраине Европы, дошли до Тавра и
вернулись к берегам Керченского полуострова, некогда составлявшим их владения,
когда он был уже занят скифами.
Не узнавая соотечественников своих, эти
мужественные женщины вооружаются и снова начинают свои неприязненные действия в
Тавриде. Но так как после нескольких битв скифам пришлось убедиться, что они
имеют дело со слабыми, но ловкими женщинами, люди эти употребили всевозможные
меры сблизиться и покончили тем, что, соединив с ними сыновей своих брачными
союзами, дозволили последним по желанию их жен переселиться на противоположную
сторону Боспорского пролива – нынешний Кавказ».
Гиппократ говорит о пребывании амазонок на
берегах Азовского моря: «На берегах Палюса обитает народ скифского племени. Их
женщины ездят верхом, стреляют из лука, сидя на лошади, и только девами
отправляются на войну. Они не иначе выходят замуж, как после поражения трех
неприятелей».
Джелял Челеби в книге "Башташ язы. Историческая топонимика Крыма" (Ак-Мечит, 2007. – Т.1. – с.228) пишет (в сокращении): "Женщины в тюркских эпических произведениях занимали равное положение с мужчинами, не уступали им ни в делах мира, ни в делах войны. Например, в эпосе "Алпамыш" Барчин и Калдыргач своей смелостью и отвагой нередко превосходят даже главного героя эпоса, а Карлыга из эпоса "Кобланды-Батыр" в боевых доспехах наравне с мужчинами-богатырями участвует в битвах. Иногда именно ее действия на поле боя оказываются решающими для исхода сражения.
ОтветитьУдалитьВ булгарских летописях говорится, что на празднике Сабантуй женщины выходили бороться с мужчинами.
Полководец Менгу-хан (в летописи Манкай) осаждал булгарский город Банджу целый год. Защитники "стояли насмерть, дорожа более всего на свете своей свободой". После гибели Бачмана, возглавлявшего оборону города, его место заняла Алтынчач, жена Буртас-Бегиша". Ссылки на первоисточники см.в книге.