Абибулла Одабаш в рассказе «Не забудет» очень точно передал душевное состояние подростка, раскрыл его богатый внутренний мир.
Вначале может показаться: девочка-сирота стремится попасть в интернат,
чтобы избавиться от постоянных побоев и ругани тети Яшар.
Но потом выясняется, что ею движет нечто, еще не осознанное, еще не
облеченное в форму мыслей и слов. Ей трудно это сделать ввиду своего юного возраста: «… Эсма пыталась
разобраться в своих чувствах, сформулировать их, но не находила слов!»
Это нечто – желание творить
добро, служить народу. В последнее мгновение, когда арба с учителем вот-вот
могла скрыться из вида, Эсма поняла, что теснило ей грудь:
«… Исмаил ага, джаным, там у нас есть сосед, Усеинчик. Он тоже сирота.
Скажи ему, что я его не забуду. Пожалуйста, скажи ему, что я уговорю учителей,
чтобы и его приняли в эту школу… Подожди, Исмаил ага, там, в селе, еще сироты есть. Я никого не забуду... Ты говорил, что весь наш народ сирота. Я не забуду и наш невежественный,
живущий в темноте народ...»
Откуда такая сила добра и долга в
хрупкой, болезненной девочке?
Вот что утверждает Абибулла Одабаш.
Во-первых, от родной земли: «Ранним утром воздух полон чудесных запахов.
Птицы поют, журчат стекающие с гор ручейки – у каждого своя песня. Эсма рвет
для мамы цветы. Рядом прыгают, играя, пушистые, как ватные комочки, козлята.
Какое удовольствие собирать табак в поле!..»
Любовь к родной земле делает каждого похожим на древнегреческого Антея, который
обновлял свои силы, прикасаясь к матери-земле. Геракл поднял Антея, оторвав его
земли, и только тогда смог убить его.
Во-вторых, эта сила от родителей: «Яраббим, помоги мне!.. Я никогда не
ослушаюсь тебя, …никому не буду врать. Мама говорила, что бить животных – грех.
…Я никого никогда не ударю, ни одной живой души не обижу, ни о ком не буду
сплетничать…»
И, в-третьих, положительные задатки в девочке
могли бы так и остаться неосознанными, размытыми, если бы рядом с ней не было
учителя, вся роль которого в рассказе, на первый взгляд, сводится к тому, чтобы
сопроводить девочек из села в город и «сдать» их в интернат.
Абибулла Одабаш смог несколькими штрихами создать образ настоящего
учителя. Исмаил оджа появляется в рассказе как бы случайно, эпизодически, но
всегда это переломные, очень важные в жизни героев моменты.
Писатель убежден, что учитель – это человек,
формирующий и воспитывающий личность, для которой служение людям, народу – цель и смысл существования.
Иногда мне кажется, что именно в этом главная ошибка крымских татар. Вы не поняли, не увидели того, что, говоря словами Троцкого, настоящая, подлинная и несомненная история делается не интеллигенцией, не учителями, не просвещенными людьми, а какими-то другими, большими силами...
ОтветитьУдалить