30.03.2012

Одабаш об источниках силы человека


Абибулла Одабаш в рассказе «Не забудет» очень точно передал душевное состояние подростка, раскрыл его богатый внутренний мир.

Вначале может показаться: девочка-сирота стремится попасть в интернат, чтобы избавиться от постоянных побоев и ругани тети Яшар.

Но потом выясняется, что ею движет нечто, еще не осознанное, еще не облеченное в форму мыслей и слов. Ей трудно это сделать ввиду  своего юного возраста: «… Эсма пыталась разобраться в своих чувствах, сформулировать их, но не находила слов!»

Это нечто – желание творить добро, служить народу. В последнее мгновение, когда арба с учителем вот-вот могла скрыться из вида, Эсма поняла, что теснило ей грудь:

«… Исмаил ага, джаным, там у нас есть сосед, Усеинчик. Он тоже сирота. Скажи ему, что я его не забуду. Пожалуйста, скажи ему, что я уговорю учителей, чтобы и его приняли в эту школу… Подожди, Исмаил ага, там, в селе, еще сироты есть. Я никого не забуду... Ты говорил, что весь наш народ сирота. Я не забуду и наш невежественный, живущий в темноте народ...»

Откуда такая сила добра  и долга в хрупкой, болезненной девочке?

Вот что утверждает Абибулла Одабаш.

Во-первых, от родной земли: «Ранним утром воздух полон чудесных запахов. Птицы поют, журчат стекающие с гор ручейки – у каждого своя песня. Эсма рвет для мамы цветы. Рядом прыгают, играя, пушистые, как ватные комочки, козлята. Какое удовольствие собирать табак в поле!..»

Любовь к родной земле делает каждого похожим на древнегреческого Антея, который обновлял свои силы, прикасаясь к матери-земле. Геракл поднял Антея, оторвав его земли, и только тогда смог убить его.

Во-вторых, эта сила от родителей: «Яраббим, помоги мне!.. Я никогда не ослушаюсь тебя, …никому не буду врать. Мама говорила, что бить животных – грех. …Я никого никогда не ударю, ни одной живой души не обижу, ни о ком не буду сплетничать…»

И, в-третьих, положительные задатки в девочке могли бы так и остаться неосознанными, размытыми, если бы рядом с ней не было учителя, вся роль которого в рассказе, на первый взгляд, сводится к тому, чтобы сопроводить девочек из села в город и «сдать» их в интернат.

Абибулла Одабаш  смог несколькими штрихами создать образ настоящего учителя. Исмаил оджа появляется в рассказе как бы случайно, эпизодически, но всегда это переломные, очень важные в жизни героев моменты.

Писатель убежден, что учитель – это человек, формирующий и воспитывающий личность, для которой служение людям, народу – цель и смысл существования. 

1 комментарий:

  1. Айнагуль Садыкова22 октября 2016 г. в 07:20

    Иногда мне кажется, что именно в этом главная ошибка крымских татар. Вы не поняли, не увидели того, что, говоря словами Троцкого, настоящая, подлинная и несомненная история делается не интеллигенцией, не учителями, не просвещенными людьми, а какими-то другими, большими силами...

    ОтветитьУдалить