18.04.2014

С любовью к честному Крыму

Низами Ибраимов на своей странице в Фейсбуке опубликовал старинную литографию (70-й год ХIХ столетия). Не знаю, кто художник, но явно – он знал и любил Крым.


Почему-то вспомнились слова русского путешественника того же периода Ф.Воропонова:  «Мажара, на которой я еду, чувствительно поскрипывает... Помню, как один раз, улегшись спать в городе, я часа два не мог заснуть от скрипа проезжавшей мажары. Она еще издали давала знать о своем приближении, потом, при проезде мимо обитаемого мною дома, скрип ее дошел до апогея и затем очень медленно затихал, по мере удаления мажары.

Что побуждает крымских татар воздерживаться от смазки колес, понять не могу. Однако сами они придумали очень выгодное для себя объяснение: «Зачем мне мазать колеса? – я честный человек, а не вор какой-нибудь. Это вору надо подкрадываться тихо, чтобы его не слышали, а я честный человек, мне прятаться не надо. Пускай моя мажара скрипит, пускай весь свет знает, что Абдурефий едет, потому – Абдурефий честный человек...»

Ф.Воропонов. Среди крымских татар. Из путевых заметок /Забвению не подлежит...   Составитель Н.Ибадуллаев. – Казань, 1992.

3 комментария:

  1. Сервер Эбубекиров28 января 2016 г. в 14:08

    Огюз-араба чешит ишлер ичюн. Маджара атларнен екиле, арабасын четлери къапалы ве дошемели, эксерий алларда инсанларны ташымакъ ичюн къулланыла. Ау ески къылаузлыкъларда (путеводителях) копчеклери, узакътан эшитильген гъыджыр-гъыджыр сеслерни чыкъаргъан сою. Иште ресимде - огюз араба.

    ОтветитьУдалить
  2. низами ибраимов28 января 2016 г. в 14:13

    Интересное описание колес "огуз-араба" встречается в одном из описаний экскурсии крымско-кавказского горного клуба: "Колеса у таких телег не были круглыми, а были многогранными… При движении в горах такие колеса не катились самопроизвольно вниз".

    ОтветитьУдалить
  3. Арсен Велиев22 мая 2016 г. в 00:45

    Е.Марков, "Очерки Крыма": "Вдруг на сердце у меня колыхнулось давно забытое впечатление детства. Проходили верблюды. …Есть что-то древнеегипетское в умном и сурово равнодушном взгляде верблюжьего лица. Кажется, будто он все понимает и будто презирает вас. Кажется, что он сознает свою силу, свою пользу, свою незаменимость; сознает, что исполняет свой священный долг. Оттого, может быть, так презрителен его взгляд, так величественны и неторопливы его движения. Вы видите не невольника, а фанатика работы".

    ОтветитьУдалить