29.02.2012

Гаспринский: Страна Благоденствия – это Крымское ханство

Крымские татары. Мулла.
Pauli F.H., "Les Peuples de la Russie", 1862. Фрагмент.

Определить жанр произведения Исмаила Гаспринского «Страна Благоденствия» очень сложно. Одно точно: это не утопия. К примеру, возьмем только один эпизод из произведения. Молла Аббас, гуляя по городу вместе со старцем Джелялом, увидел лежащий на земле кошелек
 
Он поднял его и стал, оглядываясь по сторонам, искать место, куда бы положить. Шейх Джелял посоветовал положить кошелек туда же, где он лежал, объяснив это тем, что хозяин, обнаружив пропажу, пойдет искать ее по «своему маршруту».

Если кошелек положить в другое место, человек решит, что это не его вещь и даже не прикоснется к ней.

Молла Аббас восторгается честностью и глубокой порядочностью жителей Страны Благоденствия. В этих строчках – не мечты о том, какими честными будут люди в будущем, не поучения «каким надо быть», не образец для подражания, а напоминание о том «дороссийском» образе жизни крымских татар, который после аннексии Крыма стал катастрофически быстро разрушаться.
 
В старину, например, если крымский татарин, распахивая землю, вдруг находил кувшин с золотом, он не спешил нести его домой. Этот человек, тщательно рассматривая все монеты, выбирал из них только те, на которых стояла тамга его рода. Остальные он снова складывал в кувшин и закапывал в землю: когда-нибудь их найдет законный хозяин. А взять чужое – значит, навлечь на себя гнев Всевышнего: у тебя появятся завистники или в дом залезут воры, грабители.
 
А вот отрывок из путевых заметок Ф.Воропонова, который путешествовал по Крыму примерно через сто лет после его присоединения к России: «Ну, теперешние татары совсем уже не такие, как были прежде, – рассказывал мне один грек. – Прежний татарин на целый свет славился честностью. За ним ничья копейка не пропадала. ...Бывало и так: один татарин должен другому деньги и долго не платит; вот кредитор посылает за своим должником и говорит ему: «Абульгафар, сколько уже времени ты обещаешь заплатить – и не отдаешь! Заплати сейчас, а не то ведь знаешь, что я сделаю? Вот у меня в книжке записан твой долг, – возьму его, да и вычеркну, и будет тебе стыдно!» – Абдульгафар даже на колени упадет и станет молить: «Бога ради, потерпи, завтра принесу тебе часть долга и скоро отдам все, только не делай мне такого срама!» – И что же бы вы думали: в самом деле, после того рассчитался до копейки! Вот какой человек был прежде крымский татарин».
 
Прежде! А сейчас уже не такой! Каким станет он в будущем?

1 комментарий:

  1. Есть версия о том, что Иисус (Иса по Къорану), прежде чем достичь своей родины, побывал в Крыму... именно по караванным и морским маршрутам Великого Шелкового Пути... это было 2000 лет тому назад, если быть точным, то 2015 лет тому...
    Великому Шелковому Пути отроду где-то 2,5 тыс лет, то есть на момент событий связанных с Исой, Великий Шелковый Путь функционировал, а Крым представлял собой рай...
    Насмотревшись чудес на этой земле, Иисус прибыв к себе на свою родину, стал людям рассказывать о том, что люди живут в других краях и верят Богу Единому, а не его Наместнику (как это было в Иродовом Царстве) на земле, присвоившего себе имя Бога и права, которые ему не принадлежат...
    Отсюда возник конфликт, после чего Иисуса и казнили...
    Недим Халилов

    ОтветитьУдалить