07.04.2012

Мамут Дибаг. Предостережение

М.Дибаг. Рисунок З.Трасиновой.


Мамут Дибаг, успешный молодой крымскотатарский писатель, был участником Великой Отечественной войны. Несмотря на слабое здоровье, он добровольцем ушел на фронт, сменив перо на автомат. Погиб во время обороны Севастополя в 1942 году.

Дибаг опубликовал одно из последних своих произведений в 1940 г. Это рассказ «Коктен зембильнен энгенлер» («Спустившиеся с неба на парашютах»). В послевоенном переводе на русский переводчик  дал ему иное название – «В далеком селении».

В нем идет речь о переменах и преобразованиях в жизни крымских татар после Октябрьской революции 1917 года. Герои рассказа – сельский парень Билял (вскоре дипломированный агрономом) и его односельчанка Акиме (студентка мединститута) – красивые, сильные, смелые люди. Билял, влюбленный в парашютный спорт, увлек своей страстью и Акиме. В день своей свадьбы Билял и Акиме спустились в родное село с неба – на парашютах. Разные свадьбы видели сельчане, но такое видели впервые.

А Теслиме, мать Биляла, преодолев свою неуверенность и стеснительность, в этот день впервые выступила с речью перед односельчанами. Она с гордостью говорит о своем единственном ребенке, ненаглядном Биляле, затем добавляет: «Теперь у меня есть и дочь. ...Советская власть воспитывает их умными и смелыми». Теслиме радостно улыбается. «И эта улыбка ее говорила: «Я сегодня счастливее всех…» Здесь можно было бы, вместе с М.Дибагом, поставить точку, завершив на высокой ноте гимн социалистическому строю,  при котором, как утверждает автор, так много положительного происходит впервые.

Правда, в рассказе есть еще одно впервые: «Мне уже пятьдесят лет, джемаат… Я впервые в жизни пью вино, и эту рюмку поднимаю за счастье всех наших детей, идущих по земле и летающих в небе», – говорит Теслиме. Вот тут и скрыто предостережение автора. Судите сами. Женщина-мусульманка пьет вино, к тому же на виду у всего села. Это, бесспорно, разрушение национальных традиций и устоев. Именно с пренебрежения к народным традициям и обычаям начинается разложение и исчезновение нации.

Но в рассказе Дибага никто из крымских татар не замечает этого вопиющего факта. Наоборот, все бурно, как на партсобрании, аплодируют Теслиме. И это «достижение самого передового в мире строя» – бомба замедленного действия. Вот о чем хотел предостеречь своих читателей М.Дибаг. И если бы писатель не погиб на фронте, за такое его, скорее всего, расстреляли бы большевики. Продолжение темы здесь.

1 комментарий:

  1. Нилюфер Абаева19 октября 2016 г. в 07:25

    В творчестве М.Дибага прослеживаются влияние на крымскотатарскую литературу суфийской философии, а также связь с творчеством И.Гаспринского. Какая глубина! Это вызывает восхищение!

    ОтветитьУдалить