М.Дибаг. Рисунок З.Трасиновой. |
Мамут Дибаг, успешный молодой крымскотатарский писатель, был участником Великой Отечественной войны. Несмотря на слабое здоровье, он добровольцем ушел на фронт, сменив перо на автомат. Погиб во время обороны Севастополя в
В нем идет речь о переменах и преобразованиях в жизни крымских татар
после Октябрьской революции 1917
года. Герои рассказа – сельский парень Билял (вскоре дипломированный агрономом) и его односельчанка Акиме (студентка
мединститута) – красивые, сильные, смелые люди. Билял, влюбленный в парашютный спорт, увлек своей страстью и Акиме. В
день своей свадьбы Билял и Акиме спустились в родное село с неба – на
парашютах. Разные свадьбы видели сельчане, но такое видели впервые.
А Теслиме, мать Биляла, преодолев свою неуверенность и
стеснительность, в этот день впервые выступила с речью перед односельчанами. Она с
гордостью говорит о своем единственном ребенке, ненаглядном Биляле, затем
добавляет: «Теперь у меня есть и дочь. ...Советская власть воспитывает их
умными и смелыми». Теслиме радостно улыбается. «И эта улыбка ее говорила: «Я сегодня
счастливее всех…» Здесь можно было бы, вместе с М.Дибагом, поставить точку, завершив на
высокой ноте гимн социалистическому строю, при котором, как
утверждает автор, так много положительного происходит впервые.
Правда, в рассказе есть еще одно впервые:
«Мне уже пятьдесят лет, джемаат… Я впервые в жизни пью вино, и эту рюмку
поднимаю за счастье всех наших
детей, идущих по земле и летающих в небе», – говорит Теслиме. Вот тут и скрыто предостережение автора. Судите сами. Женщина-мусульманка пьет
вино, к тому же на виду у всего села. Это, бесспорно, разрушение национальных
традиций и устоев. Именно с пренебрежения к народным традициям
и обычаям начинается разложение и исчезновение нации.
Но в рассказе Дибага никто из крымских татар не замечает этого вопиющего факта. Наоборот, все бурно, как на партсобрании,
аплодируют Теслиме. И это «достижение самого
передового в мире строя» – бомба замедленного действия. Вот о чем хотел предостеречь своих читателей М.Дибаг. И если бы писатель не
погиб на фронте, за такое его, скорее
всего, расстреляли бы большевики. Продолжение темы здесь.
В творчестве М.Дибага прослеживаются влияние на крымскотатарскую литературу суфийской философии, а также связь с творчеством И.Гаспринского. Какая глубина! Это вызывает восхищение!
ОтветитьУдалить