Предлагаю сравнить приведенные ниже документы и свидетельства с описанием Страны Благоденствия в одноименном произведении Исмаила Гаспринского.
И станет ясно: Гаспринский отнюдь не
кабинетный мечтатель, а его «Страна Благоденствия» – не утопия. Страна Благоденствия – это то, что
у крымских татар уже было. Итак, три свидетельства.
Мартин Броневский,
посол польского короля Стефана Батория к крымскому хану Мухаммеду Гераю:
В
городах и владениях хана и солтанов судопроизводство основано на законах
магометовых. В селениях и местечках есть кадии, или судьи, а в иных местах
беки, или полицмейстеры, решают и выслушивают частные споры и жалобы.
Но такие преступления, как убийства,
пролитие крови, воровство, споры о земле, которые мы называем гражданскими и
уголовными, решает сам хан с своими советниками. В тяжбах и делах они не употребляют
адвокатов; у них нет ни ябедничества, ни доносов.
Простые крымцы и чужестранцы, в
присутствии судей и самого хана, который выслушивает каждого и скоро дает
решение, очень свободно излагают свои жалобы, ибо все к нему имеют свободный
доступ. Когда хан является всенародно, тогда самые бедные и ничтожные люди
обращаются к нему; он их выслушивает, расспрашивает и отвечает благосклонно.
Законы исполняются с большою строгостью.
Судьи у них по магометанскому закону почитаются людьми непоколебимой справедливости
и честности. Начальники и чиновники исполняют приказания верно, скоро и с
большим страхом. Они вовсе чужды всяких ссор, преступлений, судейских крючков,
зависти, ненависти, честолюбия и излишней роскоши в одеянии и домашнем быту.
Я жил там более девяти месяцев, но не
слыхал ни об одном уголовном преступлении; никто не поступил вопреки законам,
никто не делал ни доносов, ни сплетен, чтобы повредить врагу.
…При дворе ханском и между своими они не
носят ни мечей, ни луков, ни другого оружия; путешественников и бедных
странников принимают с большим человеколюбием и гостеприимством. (Хрестоматия по этнической истории и
традиционной культуре старожильческого населения Крыма, 2004. – Ч. I, с. 103).
О. Воропонов:
Ну,
теперешние татары совсем уже не такие, как были прежде, – рассказывал мне один
грек. – Прежний татарин на целый свет славился честностью. За ним ничья копейка
не пропадала. У них даже прежде было так заведено, что если татарин умер и не
заплатил долгов, то его и хоронить нельзя. Как умер татарин – так сейчас крикун
бежит по улицам и кричит: «Абдураман Сеитов помер, идите в его дом получать
долги!» И все идут и получают. Домашние сами, бывало, просят скорее получать
долги, чтобы можно было хоронить и не позорилась память покойника.
Бывало и так: один татарин должен другому
деньги и долго не платит; вот кредитор посылает за своим должником и говорит
ему: «Абдульгафар, сколько уже времени ты обещаешь заплатить – и не отдаешь!
Заплати сейчас, а не то ведь знаешь, что я сделаю? Вот у меня в книжке записан
твой долг, – возьму его да и вычеркну, и будет тебе стыдно!» – Абдульгафар даже
на колени упадет и станет молить: «Бога ради, потерпи, завтра принесу тебе
часть долга и скоро отдам все, только не делай мне такого срама!» – И что же бы
вы думали: в самом деле после того рассчитался до копейки! Вот какой человек
был прежде крымский татарин. (Забвению не подлежит, 1992, с. 168).
М. Волошин:
В любом
татарине сразу чувствуется тонкая наследственная культурность, но бесконечно
хрупкая и неспособная себя отстоять. Полтораста лет грубого российского
владычества над Крымом вырвало у них почву из-под ног, а пустить новые корни
они уже не могут. (Коктебельские берега,
1990, с.216).
А нам говорили, что, описывая эту фантастическую страну, Гаспринский выдвигал на первый план программу модернизации тюрко-исламского мира. Что это утопия.
ОтветитьУдалить