08.03.2012

Гаспринский: «Страна Благоденствия» – не утопия


Когда читаешь описание Страны Благоденствия, создается впечатление, что Гаспринский, отвернувшись от реального мира, удобно устроившись в кресле и слушая мягкое потрескивание горящих поленьев в камине, мечтал об идеальном общественном строе, о том, «как будет когда-нибудь»: вспомним известные произведения Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы.

Нет, «Страна Благоденствия» – не утопия. Государство, которое описывает Гаспринский, легко узнаваемо. Оно уже БЫЛО. Это великое Крымское ханство.  

Первое, на что обратил внимание Молла Аббас, попав в Страну Благоденствия, – идеальная чистота. Нигде ни соринки, ни даже лишнего камешка. Об этой чистоте восхищенный путешественник упоминает в своем повествовании не раз. Именно так чисто было в городах и селах Крымского ханства.

Все в Стране Благоденствия устроено разумно. Здесь применяются новейшие мировые технологии и достижения науки. Но особое внимание уделяется образованию и воспитанию. В стране нет преступности и нет тюрем. Самое страшное наказание для преступивших закон – с ними никто не здоровается и не разговаривает. А таких за последние четыре года – один человек. И вообще, честность, доброжелательность и порядочность жителей страны достойны восхищения и подражания.

Все перечисленное: применение новейших мировых технологий и достижений науки, высокий уровень образования и воспитания, отсутствие преступности, доброжелательность и честность жителей – все это было в Крымском ханстве.

Давно нет этого государства, а новым поколениям крымских татар стараются внушить стыд за предков. Прочитайте внимательно описание Страны Благоденствия, и вы явно услышите: «Помни! Помни имя свое! Помни и гордись! А пойдешь за чужим – свое потеряешь!»

2 комментария:

  1. Ленара Аджиева21 мая 2016 г. в 13:12

    Интересное разъяснение данности...
    на самом деле нам "навязывали", что мы сейчас то, что есть. Но на самом деле мы многое о себе не знаем. А когда пытаемся узнавать больше нового, находя при этом ответы, и это же применять в нашей жизни, то нас начинают останавливать, т.к. это не есть в интересах общего нынешнего строя. И нам пытаются вновь внушить, что мы не то, что хотели бы в себе восстановить...

    ОтветитьУдалить
  2. Кто говорит об "утопичности" Исмаила Гаспринского? Вот что написал об этом Юрий Бекирович Османов: "… переоценивать "иллюзорность" Гаспринского, потешаться над его "простодушной утопичностью" – это значит, проявлять, по меньшей мере, неосторожность, объясняемую невежеством или недобросовестностью".

    ОтветитьУдалить