Портрет семьи Петра I. Фрагмент. Художник Г.Мусийский (1670-1740) |
Может быть, для Петра Первого было бы лучше попасть в плен. Попробую объяснить. В Крымском ханстве существовал обычай отпускать невыкупленных пленников на волю через 5-6 лет.
Возможно, за то время, которое Петр I мог провести в Крыму, проснулась бы дремавшая в нем кровь крымского мырзы Нарык бея. Ибо всем известно, что татарин был предком его матери. Или, наоборот, Петр утвердился бы в мысли, что он – русский.
Однако, забыв или стесняясь своих корней, российский император с присущей его нраву горячностью бросился навстречу Западу.
Однако, забыв или стесняясь своих корней, российский император с присущей его нраву горячностью бросился навстречу Западу.
«Кестане къабугъындан чыкъкъан да, къабугъыны бегенмеген», – говорят о таких людях крымские татары. «Пойдешь за чужим – себя потеряешь», – говорили кыпчаки. В этом «потеряешь себя» – кара Всевышнего. Разве не подтверждение этому вся жизнь царя Петра?
Историк Николай Трубецкой пишет: «Заимствуя западную технику для укрепления внешней мощи России, Петр I в то же время наносил русскому национальному чувству самые тяжелые оскорбления и разрушал все те устои, на которых покоилась внутренняя мощь России. С одной стороны, казалось бы, пламенная и самоотверженная любовь к родине, а с другой – явно преднамеренное и злобное оскорбление национального чувства, издевательство над священными для каждого русского традициями».
Так, русским царем были унижены православная церковь, осмеяны
приверженцы национальных традиций и обычаев, целомудренное русское женское
платье было заменено бесстыдным декольте, сам царь – помазанник божий – без
венчания жил с женщиной легкого поведения, прижил от нее детей и в довершение
короновал.
Петр присутствовал при всех пытках своего 28-летнего сына Алексея, который
осмелился записать в личном дневнике то, о чем думал: «Мы болеем чужебесием. Сия смертоносная немочь –
бешеная любовь чужих вещей и народов заразила весь наш народ. Сами унижаем
себя, свой язык и свой народ, выставляемся на посмех всех». Истерзанный
царевич умер, не дожив три дня до объявленной казни. Но его надгробия в императорской усыпальнице нет:
отец приказал похоронить Алексея под одной из лестниц в Петропавловском
соборе, чтобы «каждый, кто поднимается или спускается по ней, топтал бы прах
его».
Перед смертью
Петр I вдруг понял, что ему некому завещать престол. А после него долгие
десятилетия все смены на российском престоле проходили под знаком пролитой
крови: чтобы занять престол, нужно было задушить, зарезать или отравить
малолетнего племянника, сына, мужа или брата…
Возможно, если бы турки согласились с ханом Девлетом II и взяли царя, а не выкуп за него, история России сложилась бы несколько иначе. Но случилось так, как случилось.
В названии использованы строки из стихотворения Владимира Кострова «Иван, не помнящий родства».
Как легко люди тюркских кровей вливаются в русский народ, становятся "чисто русскими", прославляют Россию. Достаточно вспомнить: Анна Ахматова, Михаил Булгаков, Иван Мичурин, Игорь Саруханов, Климент Тимирязев...
ОтветитьУдалить