09.10.2012

Нет участи твоей печальней, Иван, не помнящий родства

Портрет семьи Петра I. Фрагмент.
Художник Г.Мусийский (1670-1740)

Может быть, для Петра Первого было бы лучше попасть в плен. Попробую объяснить. В Крымском ханстве существовал обычай отпускать невыкупленных пленников на волю через 5-6 лет.
 
Возможно, за то время, которое Петр I мог провести в Крыму, проснулась бы дремавшая в нем кровь крымского мырзы Нарык бея. Ибо всем известно, что татарин был предком его матери. Или, наоборот, Петр утвердился бы в мысли, что он – русский.

Однако, забыв или стесняясь своих корней, российский император с присущей его нраву горячностью бросился навстречу Западу.
 
«Кестане къабугъындан чыкъкъан да, къабугъыны бегенмеген», – говорят о таких людях крымские татары. «Пойдешь за чужим – себя потеряешь», – говорили кыпчаки. В этом «потеряешь себя» – кара Всевышнего. Разве не подтверждение этому вся жизнь царя Петра?

Историк Николай Трубецкой пишет: «Заимствуя западную технику для укрепления внешней мощи России, Петр I в то же время наносил русскому национальному чувству самые тяжелые оскорбления и разрушал все те устои, на которых покоилась внутренняя мощь России. С одной стороны, казалось бы, пламенная и самоотверженная любовь к родине, а с другой – явно преднамеренное и злобное оскорбление национального чувства, издевательство над священными для каждого русского традициями».
Так, русским царем были унижены православная церковь, осмеяны приверженцы национальных традиций и обычаев, целомудренное русское женское платье было заменено бесстыдным декольте, сам царь – помазанник божий – без венчания жил с женщиной легкого поведения, прижил от нее детей и в довершение короновал.
 
Петр присутствовал при всех пытках своего 28-летнего сына Алексея, который осмелился записать в личном дневнике то, о чем думал: «Мы болеем чужебесием. Сия смертоносная немочь – бешеная любовь чужих вещей и народов заразила весь наш народ. Сами унижаем себя, свой язык и свой народ, выставляемся на посмех всех». Истерзанный царевич умер, не дожив три дня до объявленной казни. Но его надгробия в императорской усыпальнице нет: отец приказал похоронить Алексея под одной из лестниц в Петропавловском соборе, чтобы «каждый, кто поднимается или спускается по ней, топтал бы прах его».
 
Перед смертью Петр I вдруг понял, что ему некому завещать престол. А после него долгие десятилетия все смены на российском престоле проходили под знаком пролитой крови: чтобы занять престол, нужно было задушить, зарезать или отравить малолетнего племянника, сына, мужа или брата…
 
Возможно, если бы турки согласились с ханом Девлетом II и взяли царя, а не выкуп за него, история России сложилась бы несколько иначе. Но случилось так, как случилось.  

В названии использованы строки из стихотворения Владимира Кострова «Иван, не помнящий родства».

1 комментарий:

  1. Как легко люди тюркских кровей вливаются в русский народ, становятся "чисто русскими", прославляют Россию. Достаточно вспомнить: Анна Ахматова, Михаил Булгаков, Иван Мичурин, Игорь Саруханов, Климент Тимирязев...

    ОтветитьУдалить