Начало здесь.
Сюндус пришла в приют 11-12-летней девочкой. Забрали из него
разыскавшие ее родственники почти в шестнадцать. Все это время в ее душе
подспудно жила тревога, чувство того, что что-то в жизни приюта не так. Ей не
нравились блюда чужой кухни, она тосковала по родным напевам, мечтала играть
роли в крымскотатарских спектаклях, ее злило то, что все надо делать по чьей-то
указке. Сюндус подсознательно сопротивлялась навязываемому ей чужому образу
жизни, пытаясь сохранить родное, присущее народу, дочерью которого она являлась
по крови и по духу.
Если признать правоту Ф.Ницше, сказавшего, что «человек будущего – это
тот, у которого самая длинная память», то получается, что советское государство
хотело вырастить из детей крымских татар манкуртов – людей, забывших свои корни
и беспрекословно подчиняющихся «хозяину», людей без будущего. Не об ли этом
предупреждает А.Ильмий? Наверное, многим трудно в такое поверить. Легче
обвинить автора в «болезненной фантазии националиста». Однако опасения Ильмия были
не беспочвенными, о чем свидетельствуют циркуляры, имевшие гриф «Секретно».
Вот, например, два из них.
1) Направлено в
Ялтинский, Севастопольский, Симферопольский, Алуштинский, Евпаторийский
районные отделы народного образования.
«Исх. № 50/с 20/III-24 г . Секретно
Крымнаркомпрос предлагает вам установить наблюдение за всеми
окончившими Тотайкойский Тат.Пед.Техникум и ныне занимающимися педагогической
деятельностью в школах РайО.Н.О.
…Заведующеу РайО.Н.О. в своих ежемесячных докладах надлежит давать подробную справку по сему вопросу»*.
…Заведующеу РайО.Н.О. в своих ежемесячных докладах надлежит давать подробную справку по сему вопросу»*.
2) «Исх. № 51/с 22/III- 24. Секретно
В Севастопольский РайО.Н.О.
В Вашем отчете за Февраль месяц по вопросу Секции Гор.Совета значится,
что татарские дет.дома неправильно поставлены в отношении воспитания – с
нездоровым национальным уклоном. Предлагается Вам немедленно прислать подробные
сведения и материалы по сему вопросу и сообщить, почему до сих пор Вами не снят
тов.Осман с занимаемой им должности.
Наркомпрос вторично ставит Вам на вид необходимость установления
наблюдения за всеми воспитателями и воспитательницами, особенно
тат.дет.домов»**.
… И вот Сюндюс проснулась не в приюте. Растерянная, впервые за
последние годы оказавшись вне шумной спальни на 35 коек, она медленно подошла к
запыленному зеркалу. Задумчиво стерла с него пыль. Из зеркала на нее смотрела
взрослая, пышноволосая, хорошо сложенная девушка. Сюндус удивленно и
внимательно, словно впервые, долго разглядывает себя.
«Кто я? – спрашивает она. – Действительно, кто же я на самом деле?
Почти пять лет назад, послушав Куддуса, я отправилась с ним в Акъяр***, в
город, в котором, кроме названия, по-моему, нет ничего светлого. Теперь
объявился дядюшка и насильно привез меня в село, которое голодными и раздетыми
вытолкнуло нас на улицу. А за неделю до приезда дяди я дала слово Шакиру бежать
с ним из приюта. Не думая, ясно не представляя себе дальнейшей жизни,
согласилась уйти с человеком, позвавшим меня. Еще раньше, по настоянию
медсестры тети Шерфе, записалась на акушерские курсы...
Кто же я? Надоели нужда и зависимость от чужой воли. Пока я не отвечу
на этот вопрос, не смогу избавиться от тех, кто все решает за меня. Так кто же я?» Начало статьи здесь.
*Крымский госархив: Р-20, опись 3, д.10, с.118-122.
**Крымский госархив: Р-20, опись
3, д.10, с.125.
***Акъяр (Севастополь) –акъ –
белый, светлый; яр – крутой берег, обрыв.
Я – образ поколений;
ОтветитьУдалитьИстлеет плоть, а я
живу, черты и тени
В столетиях тая,
И вдруг являюсь снова
Из мрака забытья.
Наследие столетий –
Цвет глаз, волос, бровей,
Я – то, пред чем ничтожно
Мерило наших дней;
Я – вечное на свете,
Нет для меня смертей.
(Томас Харди. Перевод Вл.Невского)
Когда мы били детьми, мы пели в Крыму такую песню:
ОтветитьУдалитьТептим – сандыкъ ачылды,
Десте гуллер сачылды.
Юрунъыз де, яшлар,
Келинъыз де къызлар:
Бизге мектеп ачылды –
Тотай къойнынъ чешмеси
Салкъын сувы ичмеси,
Окъумакъ да язмакъ пек гузель,
Вай, асретлик чекъмеси!