27.11.2012

Татарский поэт Чобан-заде


В 2000 г. в процессе подготовки сборника «Крымскотатарская литература», работая в Государственно архиве в АР Крым, нашла в газете «Голос Крыма» (1942. - 12 апреля) статью  Александра Булдеева*.

Татарский поэт Чобан-заде

(Привожу ее в сокращении)

Чобан-заде был не только ученым, он известен еще как поэт. Он начал писать и печатать стихи, живя за границей.

Имя его как поэта очень популярно в та-тарском народе. Его стихи были доступны всем слоям читателей, они удовлетворяли и изысканный вкус  любителей поэзии, и неискушенную душу народа. Стихи его стали песней для татар Крыма и Анатолии, на побережье которой часто раздавались напевы, сложенные крымскими эмигрантами, переселившимися в Турцию из Крыма.

Чобан-заде в крымской поэзии является новатором; он первый после своих предшественников, находящихся под сильным воздействием турецких писателей, ввел в поэтический обиход народную речь. Он заговорил как истинный поэт, полный силы и мощи, языком тонким и нежным и в то же время мужественным и крепким. Поэзия его носит боевой характер, он поэт борьбы.

Трагедия Чобан-заде, как и многих других поэтов, появившихся в то время, заключается в том, что он пришел в поэзию в тот жесточайший период, когда поэзия в России была поставлена на плаху. Большевики не признавали никакой поэзии, кроме ритмической и зачастую аритмической публицистики, все содержание которой должно было сводиться  к барабанному бою в честь октябрьской революции и ее «вождей».

Чобан-заде в творчестве первого периода, когда он не был еще согнут непреодолимой силой кровавого режима, не пошел по этому официальному пути, и поэтому ему пришлось прибегать  к символике и порой к аллегории. В стихах его читатель найдет противопоставление двух образов – джигита и мещанина. Мещанами он называл большевиков, а джигитами их непримиримых противников. «Джигитство» – это героизм, смелость, самопожертвование; мещанство – это обывательская трусость, лакейское угодничество перед властью, лицемерие, тупость, бездарность, насилие над слабыми и порабощенными, словом, все то, что исчерпывающим образом характеризует большевиков.

В поэзии Чобан-заде много человечности, он страстно любит свою родину, любит родной народ, нежнейшие стихи он посвящает своей матери, он воспевает народные обычаи, обряды и т.п. Вместе с тем в них чувствуется безумная стремительность к борьбе, битве, самопожертвованию.

Чобан-заде – истинный лирик, умеющий придать любому из изображаемых предметов то смутное волнение, которым отличается лирика от других видов художественного творчества.

В одном из своих превосходных стихотворений «Дунай разливается» он говорит: «И на могиле моей напишут слова «Слава богу, умер». Эта эпитафия самому себе не оправдалась. Мы должны написать ее заново: «О горе, о мщение! Поэт замучен.


* М.И.Тяглый в работе «Антисемитская доктрина и ее место в пропагандистской модели, реализованной нацистами в оккупированном Крыму» свидетельствует:

Булдеев А.И. – крымский журналист, который в период оккупации полуострова сотрудничал с германскими властями, редактор газеты «Голос Крыма» с марта 1942 г. по 31 октября 1943 г.

P.S. Возможно, это Булдеев Александр Иванович (1885-1974) – поэт, писатель, критик. Умер в эмиграции.

2 комментария:

  1. Д.П.Урсу написал о Б.Чобан-заде: "Великий ученый, филолог-востоковед с мировым именем, первый профессор крымский татарин и в то же время классик национальной литературы, автор прекрасных стихотворений, вошедших в золотой фонд поэзии тюркских народов".

    ОтветитьУдалить
  2. Все в мире покроется пылью забвенья,
    Лишь двое не знают ни смерти, ни тленья:
    Лишь дело героя да речь мудреца,
    Пройдя сквозь столетья, не знают конца.

    Фирдоуси.

    ОтветитьУдалить