В эти весенние тревожные дни, насыщенные словами «Крым» и «война», решила перечитать «Страну Благоденствия» Исмаила Гаспринского. Все-таки как потрясающ феномен этого гениального человека: сколько раз перечитываешь, столько открываешь для себя нечто новое. Сегодня «нашла» его пророчество.
Наступил год 1491 – год падения Гренады, последней опоры мусульманского правления в Андалузии. После кровопролитных войн и долгой осады, под давлением голода, обещаний короля Фердинанда гарантировать свободу верования, охрану чести и имущества со многими льготами, было решено сдать город. Сдача Гренады завершила конец халифатства.
Слушайте, как случилось это по словам историков да очевидцев тех горьких дней.
Король осадил Гренаду многочисленным войском. Сообщение города с окрестностями прервалось, население начало чувствовать недостаток провизии. Положение мусульман становилось критическим. И население, опечаленное явной опасностью, падало духом. Решено было обратиться к стамбульскому падишаху, однако царствовавший султан Баязид, воевавший в Египте, не мог помочь.
Фердинанд, зная безудержную храбрость и силу арабов, старался подготовить военную удачу интригами и подкупами. Он понимал: единодушие и религиозное воодушевление удесятерят их силу. Король привлек на свою сторону влиятельных мусульман, падких на золото; распространял среди осажденных послания, обещая пощаду и милость при добровольной сдаче города, грозил в противном случае не оставить камня на камне.
Халиф Андалузии был беспечен и не способен. Он тайно от народа вел переговоры с королем о сдаче города, условиях его для жителей, для себя лично. Время сдачи города приближалось. На совете в Альгамбре халиф заявил, что средства защиты истощены, что дальнейшее сопротивление невозможно. Все присутствующие, поникнув головами, согласились с мнением повелителя.
Один только великий военачальник Муса возразил: «Нет, повелитель, мы можем еще бороться. Добровольно сдать город – погубить себя собственными руками. Глаза, боящиеся вражьего меча, увидят собственную неволю; богатства, которые думаем спасти сдачей, будут расхищены и оттняты. Трусы будут видеть своих дочерей и жен в объятиях вражеских воинов и разливающими вино в позорных попойках победителей. Я не думаю, что исконный враг и истребитель после взятия Гренады воспылает к нам любовью и милостью. Нет смысла добровольно передавать в руки врага трехмиллионное население Андалузии». На пылкую, благородную речь сердара Мусы собрание ответило молчанием, он ушел без дальнейших объяснений.
Город решено было сдать. По договору о сдаче мусульманам гарантировались свобода исповедания, обеспечение жизни, чести, имущества. Мечети, все другие религиозные учреждения должны были быть неприкосновенными. Желающие могли переселиться в Африку.
Халиф, составив целый караван, нагруженный его имуществом, оставил Альгамбру и свой рыдающий город. Он сдал ключи королю Фердинанду и отправился в определенное для него место пребывания. Он удалялся от Гренады, а вражеские войска входили в город. Увидев эту картину с возвышенности, халиф зарыдал. Мать его воскликнула: «Плачь, несчастный, плачь! Мужчинам, не сумевшим защитить себя, свое царство, остается удел жен – слезы…»
Как только были надломлены сопротивление и сила жителей Гранады, испанцы утвердили власть над страной, тотчас позабыв условия капитуляции. Они посягнули на их религиозные и имущественные права. Общественная молитва была воспрещена; закрыты училища; имущество мечетей отдано в казну или монастырям; мусульманские земли отбирались, владельцы их обращались в неволю. В стране раздавались стоны и плач мусульман. К их стонам присоединились слезы евреев, одинаково преследовавшихся испанцами. Цель испанцев была очевидна: уничтожить тех и других.
Было благодеянием то, что не воспрещался уход из страны. Сотни тысяч мусульман, десятки тысяч евреев, принужденные, покидали родные пепелища, оставив прах своих отцов, словно нищие и изгнанники! Страшные, злополучные времена. Города запустели и рушились; села, долины превратились в груду мусора и пустыни; воды иссякли, исчезли сады и плантации. А живую, бойкую жизнь заменило однообразие фанатизма и невежества. День заволокло непроглядной ночью…»
Начало темы здесь.
«Страна Благоденствия» была написана в 1887-1889 годах. Как же человек сто двадцать пять лет назад мог так точно описать происходящее в Крыму в марте 2014? Вначале сомневалась, стоит ли публиковать данный отрывок: он заканчивается плохо. Потом поняла – Гаспринский не предсказывал, он предупреждал. А у предупрежденного больше шансов принять правильное решение. Вот этот отрывок (текст сокращен и адаптирован):
«Блеск мусульманской Испании [мавры] отражался далеко. Наука и искусство привлекали учеников и поклонников со всех концов света. Великий халифат существовал около пяти столетий, но усилившийся король Кастилии Фердинанд начал грозить Андалузии, пришлось думать о защите и путях отступления… Времена были тяжелые и опасные.
Наступил год 1491 – год падения Гренады, последней опоры мусульманского правления в Андалузии. После кровопролитных войн и долгой осады, под давлением голода, обещаний короля Фердинанда гарантировать свободу верования, охрану чести и имущества со многими льготами, было решено сдать город. Сдача Гренады завершила конец халифатства.
Слушайте, как случилось это по словам историков да очевидцев тех горьких дней.
Король осадил Гренаду многочисленным войском. Сообщение города с окрестностями прервалось, население начало чувствовать недостаток провизии. Положение мусульман становилось критическим. И население, опечаленное явной опасностью, падало духом. Решено было обратиться к стамбульскому падишаху, однако царствовавший султан Баязид, воевавший в Египте, не мог помочь.
Фердинанд, зная безудержную храбрость и силу арабов, старался подготовить военную удачу интригами и подкупами. Он понимал: единодушие и религиозное воодушевление удесятерят их силу. Король привлек на свою сторону влиятельных мусульман, падких на золото; распространял среди осажденных послания, обещая пощаду и милость при добровольной сдаче города, грозил в противном случае не оставить камня на камне.
Халиф Андалузии был беспечен и не способен. Он тайно от народа вел переговоры с королем о сдаче города, условиях его для жителей, для себя лично. Время сдачи города приближалось. На совете в Альгамбре халиф заявил, что средства защиты истощены, что дальнейшее сопротивление невозможно. Все присутствующие, поникнув головами, согласились с мнением повелителя.
Один только великий военачальник Муса возразил: «Нет, повелитель, мы можем еще бороться. Добровольно сдать город – погубить себя собственными руками. Глаза, боящиеся вражьего меча, увидят собственную неволю; богатства, которые думаем спасти сдачей, будут расхищены и оттняты. Трусы будут видеть своих дочерей и жен в объятиях вражеских воинов и разливающими вино в позорных попойках победителей. Я не думаю, что исконный враг и истребитель после взятия Гренады воспылает к нам любовью и милостью. Нет смысла добровольно передавать в руки врага трехмиллионное население Андалузии». На пылкую, благородную речь сердара Мусы собрание ответило молчанием, он ушел без дальнейших объяснений.
Город решено было сдать. По договору о сдаче мусульманам гарантировались свобода исповедания, обеспечение жизни, чести, имущества. Мечети, все другие религиозные учреждения должны были быть неприкосновенными. Желающие могли переселиться в Африку.
Халиф, составив целый караван, нагруженный его имуществом, оставил Альгамбру и свой рыдающий город. Он сдал ключи королю Фердинанду и отправился в определенное для него место пребывания. Он удалялся от Гренады, а вражеские войска входили в город. Увидев эту картину с возвышенности, халиф зарыдал. Мать его воскликнула: «Плачь, несчастный, плачь! Мужчинам, не сумевшим защитить себя, свое царство, остается удел жен – слезы…»
Как только были надломлены сопротивление и сила жителей Гранады, испанцы утвердили власть над страной, тотчас позабыв условия капитуляции. Они посягнули на их религиозные и имущественные права. Общественная молитва была воспрещена; закрыты училища; имущество мечетей отдано в казну или монастырям; мусульманские земли отбирались, владельцы их обращались в неволю. В стране раздавались стоны и плач мусульман. К их стонам присоединились слезы евреев, одинаково преследовавшихся испанцами. Цель испанцев была очевидна: уничтожить тех и других.
Было благодеянием то, что не воспрещался уход из страны. Сотни тысяч мусульман, десятки тысяч евреев, принужденные, покидали родные пепелища, оставив прах своих отцов, словно нищие и изгнанники! Страшные, злополучные времена. Города запустели и рушились; села, долины превратились в груду мусора и пустыни; воды иссякли, исчезли сады и плантации. А живую, бойкую жизнь заменило однообразие фанатизма и невежества. День заволокло непроглядной ночью…»
Начало темы здесь.
Где-то до 26 февраля 2014 года я лично сообщил Мустафа ага "Источник сообщает, что Украина сдает Крым - план "А", затем совместно с Россией участвует в выезде крымских татар на материк - план "Б"...
ОтветитьУдалитьНо Мустафа агъа запросил письменное подтверждение, что было крайне "неожиданным" в той ситуации… А Украина для крымских татар до 2014 года была практически обратной стороной России… Еще в декабре 2004 года (Оранжевая революция в разгаре!!!) советник Тимошенко Олег Соскин открыто в Тбилиси на международной конференции озвучил польским друзьям: "Если крымскотатарский фактор начнет усиливаться в Крыму, тогда Крым мы возвращаем России". И об этом знал Мустафа агъа... Но надо признать: у РФ был шаг с нами разговаривать на понятном языке, но затем все изменилось...
Guliver Altin написал: "Три крымских дня", которые изменили мир и вошли в мировую историю:
ОтветитьУдалить16 марта 2014 г. на территории Автономной Республики Крым прошел референдум.
17 марта 2014 г. провозглашена независимость Республики Крым и признание со стороны Российской Федерации.
18 марта 2014 г. - состоялось подписание договора о вхождении Республики Крым в состав РФ.