«Страна Благоденствия»
И. Гаспринского написана в форме записок путешественника. В произведении приводятся
точные географические описания, исторические факты, наряду с которыми присутствуют
также элементы экзотики, романтизма и восточного колорита.
Фактически речь в нем идет об Андалусии – исламской цивилизации в Испании, о маврах, испанских королях и Гранадском Эмирате, павшем в 1492 году.
Однако подготовленный и грамотный читатель сможет обнаружить в этом произведении смысловые подтексты и читать его уже совсем иначе, чем те, кто
пройдет только по внешней сюжетной линии «Страны Благоденствия».
Приведу лишь несколько примеров из наиболее легко прочитываемого пласта
смыслового подтекста произведения. В данном случае достаточно просто знать
историю крымскотатарского народа. Сравните отрывки из текста произведения
Гаспринского и исторические документы.
«Страна
Благоденствия»
Между тем наступил 1491 год – год
взятия испанцами Гренады и падения последней опоры мусульманской власти в
Андалузии. После долгой осады и кровопролитных войн, под давлением голода и
обещаний короля Фердинанда гарантировать мусульманам свободу
верования, охраны чести и имущества в связи со многими льготами, решено
было сдать город. Это случилось в правление халифа Абдуллы
Эль-Сагыра. В то время другие части бывшего испанского халифатства –
Кордова, Малага, Кадикс, Валенсия – уже были взяты испанцами, и сдача
Гренады завершила собой конец халифатства.
…По договору о
сдаче Гренады всем мусульманам была гарантирована свобода
исповедания, обеспечение жизни, имущества и чести. Мечети, училища и другие
религиозные учреждения должны были оставаться неприкосновенными. Желающие
могли во всякое время беспрепятственно переселиться в Африку.
… как только
сопротивление и сила мусульман были надломлены и испанцы утвердили свою власть над всей
страной, они тотчас позабыли условия капитуляции и посягнули на имущественные и религиозные права мусульман.
Общественная молитва была воспрещена; училища закрыты; имущество
мечетей отобрано в казну или отдано
монастырям; вообще мусульманские земли за малейшие проступки отбирались, а владельцы их с семьями
обращались в неволю...
Вскоре по уничтожению халифата с
одного конца страны до другого раздались стоны и плач подавленного народа. К
стонам мусульман присоединились слезы евреев, одинаково
преследуемых испанцами. Цель их была очевидна: они хотели уничтожить
как тех, так и других, и было величайшим благодеянием, что уход из страны
не был воспрещен. Сотни тысяч мусульман и десятки тысяч евреев принуждены
были покинуть родные пепелища, оставить прах своих отцов и уйти в
африканские земли, как нищие и изгнанники! То были страшные, злополучные времена.
Обширные города запустели и рушились; богатые села и
долины превратились в груду мусора и пустыни; иссякли воды,
исчезли сады и плантации. Живая, бойкая жизнь заменилась однообразием
испанского невежества и фанатизма; справедливого кадия заменил бесчеловечный инквизитор,
наистрашнейшее изобретение людской кровожадности...
|
Манифест
Императрицы Екатерины Великой о присоединении Крыма, Тамани и Кубанской земли
к России // Известия Таврической Ученой Архивной Комиссии. –
Симферополь, 1908. – № 42.
...Решилися Мы взять под державу
Нашу полуостров Крымский, остров Тамань и всю Кубанскую сторону.
Возвещая жителям тех мест силою
Нашего Императорского Манифеста таковую бытиям их перемену, обещаем
свято и непоколебимо за себя и преемников Престола Нашего
содержать их наравне с природными Нашими подданными, охранять и защищать их
лица, имущество, храмы и природную веру, коей
свободное отправление со всеми законными обрядами пребудет неприкосновенно, и дозволить напоследок каждому
из них состоянию все те правости и
преимущества, каковыми таковое в России пользуется…
Бахрушин С.
Основные моменты истории Крымского ханства // История в
школе. – 1936. – №3. – С.58.
Уже в первые годы господства в
Крыму русские опустошили страну, вырубили деревья, разломали дома, разрушили
святилища и общественные здания, уничтожили водопроводы, ограбили жителей,
надругались над татарским богослужением, выкинули из могил и побросали в
навоз тела их предков и обратили их гробницы в корыта для свиней, истребили памятники старины и... установили
свое отвратительное крепостное право.
Гонение на крымских
татар // Колокол. – 1861. – №117. – 22 декабря.
По
получении известия о высадке союзников (
Шнеур В.К.
Путеводитель по Крыму. – КРЫМКУРСО, 1924. – С. 58.
Российские чиновники, как и прежде,
продолжали подвергать крымскотатарское население неописуемому грабежу.
Для широкого захвата земель и вытеснения оседлого и трудолюбивого
народа представилась полная возможность. ...Крымских татар
вынуждали уезжать из Крыма, их земли раздавались российским чиновникам
«за «неизвестные» заслуги по присоединению и обрусению края.
|
В названии использована строчка
из песни «Бонни и Клайд»
Говорят, что "Страна Благоденствия" состоит из двух частей: критики капитализма и описания страны будущего. Оказывается, произведение Гаспринского намного сложней! Удивительно!
ОтветитьУдалить