И.Гаспринский – теоретик и практик новой методики преподавания в школе, получившей признание во многих странах мира. |
Сказали про рушдие. Будто школа такая открылась. Услышав, испугался, задумался. Школа, конечно, школа... Сразу вспомнились побои, сердце тоскливо заныло. Плеть выпала из рук на землю...
В рушдие и меня записали. Сельские дети снова собрались вместе, оставив верблюдов и овец на других пастухов; мы разлучались со степью, с ее стадами, с белыми, словно вата, ягнятами. По другую сторону школы оставались и плети, вожжи.
Высокие двукрылые белоснежные двери, мы вошли в них и оказались в школе. Меня охватила непонятная, светлая радость.
Сквозь длинные белые занавески на больших окнах струился солнечный свет. Стояли парты ровными рядами, напротив – широкая черная доска на двух ножках. По классу расхаживал молодой учитель в круглой черной шапочке, он читал нам, объяснял, предлагая читать и ученикам. Он объяснял ясными и великими словами родного татарского языка, каждое слово было понятно, легко входило в сознание, словно впечатывалось в него плетью.
Это был старший учитель школы. На следующий день он велел сшить для всех одинакового кроя одежду, раздал нам красивые, новенькие книги. Дал и карандаши, бумагу, тетради, мел. Он учил нас не только читать, но и писать. Временами вызывал к широкой черной доске, и у этой самой доски он объяснял нам многие науки, раскрывая перед нами их сияющие вершины.
После урока мы играли. В школьном саду, пронизанном теплыми золотистыми лучами, украшенном чистыми, посыпанными желтым песком дорожками, мы бегали, катались на качелях, играли в мяч. Учитель тоже играл с нами. Он учил нас играм, которых мы не знали. Он учил нас играть. «Жизнь – это игра», – говорил он. Насмеявшись, набегавшись вволю, мы, наконец, уставали. И тогда в ответ на его зов: «Айда в школу!» – мы дружно бежали в класс, радостно начиная следующий урок.
Если мы чего-то не понимали, учитель снова все терпеливо нам объяснял. Мы, записывая это, слушали его, очень внимательно слушали. Теперь мы уже не боялись учителя – мы любили его. И занимались тоже с радостью. Продолжение здесь.
Что собой представляло рушдие? Новометодные неполные средние школы рушдие или, по русской терминологии того времени, высшие начальные школы [еще один русский синоним - прогимназии] возникли по инициативе И.Гаспринского и других передовых педагогов. Первая из них была открыта в Бахчисарае в сентябре 1905 г. при материальной поддержке местного мусульманского благотворительного общества. Вскоре они появились и в других городах Крыма. (Профессор Д.П.Урсу)
ОтветитьУдалить