28.11.2013

Н.Челебиджихан. Молитва ласточек (6)

И.Гаспринский – теоретик и практик
новой методики преподавания в школе,
получившей признание
во многих странах мира.


Сказали про рушдие. Будто школа такая открылась. Услышав, испугался, задумался. Школа, конечно, школа... Сразу вспомнились побои, сердце тоскливо заныло. Плеть выпала из рук на землю...

В рушдие и меня записали. Сельские дети снова собрались вместе, оставив верблюдов и овец на других пастухов; мы разлучались со степью, с ее стадами, с белыми, словно вата, ягнятами. По другую сторону школы оставались и плети, вожжи.

Высокие двукрылые белоснежные двери, мы вошли в них и оказались в школе. Меня охватила непонятная, светлая радость.
 
Сквозь длинные белые занавески на больших окнах струился солнечный свет. Стояли парты ровными рядами, напротив – широкая черная доска на двух ножках. По классу расхаживал молодой учитель в круглой черной шапочке, он читал нам, объяснял, предлагая читать и ученикам. Он объяснял ясными и великими словами родного татарского языка, каждое слово было понятно, легко входило в сознание, словно впечатывалось в него плетью.

Это был старший учитель школы. На следующий день он велел сшить для всех одинакового кроя одежду, раздал нам красивые, новенькие книги. Дал и карандаши, бумагу, тетради, мел. Он учил нас не только читать, но и писать. Временами вызывал к широкой черной доске, и у этой самой доски он объяснял нам многие науки, раскрывая перед нами их сияющие вершины.

После урока мы играли. В школьном саду, пронизанном теплыми золотистыми лучами, украшенном чистыми, посыпанными желтым песком дорожками, мы бегали, катались на качелях, играли в мяч. Учитель тоже играл с нами. Он учил нас играм, которых мы не знали. Он учил нас играть. «Жизнь – это игра», – говорил он. Насмеявшись, набегавшись вволю, мы, наконец, уставали. И тогда в ответ на его зов: «Айда в школу!» – мы дружно бежали в класс, радостно начиная следующий урок.

Если мы чего-то не понимали, учитель снова все терпеливо нам объяснял. Мы, записывая это, слушали его, очень внимательно слушали. Теперь мы уже не боялись учителя – мы любили его. И занимались тоже с радостью. Продолжение здесь.

1 комментарий:

  1. Алие Меметова15 августа 2016 г. в 06:45

    Что собой представляло рушдие? Новометодные неполные средние школы рушдие или, по русской терминологии того времени, высшие начальные школы [еще один русский синоним - прогимназии] возникли по инициативе И.Гаспринского и других передовых педагогов. Первая из них была открыта в Бахчисарае в сентябре 1905 г. при материальной поддержке местного мусульманского благотворительного общества. Вскоре они появились и в других городах Крыма. (Профессор Д.П.Урсу)

    ОтветитьУдалить