Древнетюркское знамя 7-8 вв. Оригинал находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (Россия). Копия – в музее Астаны (Казахстан). |
В школу я пошел в год обезьяны; в год дракона и в год мыши читал «Абдиек» [5]; в год зайца, лошади и барса читал Коран, Таджвит, Ильмихал [6]. Изучив дестан «Кесикбаш» [7], ушел из школы.
Теперь я целые дни проводил с гнедыми, вороными, каурыми; теперь эти большеглазые с шелковой гривой дикие кони были полностью мои. Каждый день я объезжал одного из них.
Волна радости захлестывала меня, перехватывая дыхание, и гулко билось сердце, когда в бешеной скачке несся я по безбрежным просторам вековечного Дешт-и-Кипчака, пронзая пространство и рассекая пополам тугой воздух, словно отбрасывая в стороны тысячи вражеских воинов, окружавших меня. Себя в эти мгновения я представлял ханом или богатырем. Надвинув на глаза шапку и укрепившись в седле, пускал коня поначалу медленным аяном, затем джебе. Потом, обжигая плетью его крутые бока справа и слева, бросался в карьер...
То появляясь, то пропадая в колышущихся волнах вольной степи, я черной пеной пролетал над зеленым морем с разбросанными в нем одуванчиками, красными, синими цветами... Вытянув длинную стройную шею, поджав маленькие уши, мой конь летел словно пуля, словно пущенная стрела! В стремительном полете бьющиеся за плечами длинные волосы развевались, словно татарское знамя! В эти особенные минуты все воспринималось обостренно четко и ясно. Раскрасневшиеся глаза, в ушах – гул, от которого страшно…
Когда солнце разливало свои золотые лучи на душистые, пестрящие цветами степные просторы, мне хотелось, перетворив платок в знамя, а тобулгу в меч, брызнуть на эти прекрасные зеленые просторы капли алой крови... Так, так! Во мне, как и в моих предках, кипела жажда борьбы.
Впереди, сорвавшись с места, разбегались в разные стороны зайцы, лисы, вспархивала перепелка или затаивалась какая-то птица. Иногда видно было, как далеко, у самого горизонта, важно расхаживала глупая дрофа. Продолжение здесь.
Примечания:
5. Абдиек – жизнеописание пророков.
6. Таджвит – учебник, учебная дисциплина, изучающая правила орфоэпического чтения Корана. Ильмихал – учебник, учебная дисциплина, изучающая основополагающие принципы веры, мораль и этикет (порядок поклонения Богу).
7. Дестан – героический эпос, былина. Кесикбаш (отрезанная голова) – герой, хорошо известный тюркским народам; несмотря на существенные различия, все дестаны имеют основную тему: истории о героях, которые погибли за народ, но продолжают сражаться с врагами, держа свою отрубленную голову за пазухой. Полагается, что Кесикбаш появляется в трудные для тюрок времена, чтобы помочь им.
Навершие гуннских военных стягов. Работа гуннских мастеров. При наступлении конницы тысячи таких волчьих голов издавали такой устрашающий вой, что противник часто терял самообладание уже в начале атаки гуннской конницы.
ОтветитьУдалитьДух - в русском языке понимается как "внутренняя моральная сила". Здесь явное заимствование древнетюркского слова tu - "знамя".
ОтветитьУдалитьИзвестно, что знамя окружалось ореолом святости у всех азиатских народов. В знамени обитает дух-покровитель, дарующий людям военный успех и самоё их существование. Знамя у тюрков имело значение священного талисмана.
В Европе знамя привычной ныне формы появилось только с приходом тюрков.
В результате русской фонетической адаптации слово tu превратилось в "дух" (tu ~ туг ~ дуг ~ дух), но сохранило смысл, который вкладывали в него тюрки.
Уронить знамя или сломать его - считалось дурным знаком. Отсюда фразеологизмы типа "поднять боевой дух", "боевой дух упал", "сломлен духом". Все они есть буквальный перевод тюркских выражений, их калька.
Американский историк Jack Weatherford в книге GENGHIS KHAN AND THE MAKING OF THE MODERN WORLD (Чингисхан и рождение современного мира), 2008 г. пишет:
ОтветитьУдалитьНа протяжении веков азиатские воины-кочевники несли по великой степи свое Духовное Знамя, – копье, к древку которого чуть ниже наконечника были привязаны пряди гривы лучших коней. Где бы такой воин ни разбивал лагерь, он утверждал Духовное Знамя при входе в свой шатер, как свой герб и защитный амулет.
Духовное Знамя всегда оставляли на открытом воздухе, под Вечно Синим Небом. Развевающиеся на степном ветру пряди вбирали в себя силу ветра, неба и солнца, силу, которую затем получал от него его владелец. Ветер в конской гриве приносил воину честолюбивые мечты и помогал добиваться их воплощения. Вечно беспокойные пряди конского волоса всегда манили его в путь, на поиски лучшего пастбища, богатой добычи, славных свершений и лучшей доли в этом огромном мире.
Союз воина и его Духовного Знамени становился настолько тесным, что после смерти дух воина переселялся в него. Пока воитель был жив, знамя из конского волоса несло его судьбу, в посмертии оно становилось его душой. Смертное тело быстро сливалось с природой, но душа вечно жила в этом знамени и служила напоминанием грядущим поколениям о великом прошлом. (С. 10).