28.11.2013

Н.Челебиджихан. Молитва ласточек (5)

Древнетюркское знамя 7-8 вв. Оригинал находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (Россия). Копия – в музее Астаны (Казахстан).
 
В школу я пошел в год обезьяны; в год дракона и в год мыши читал «Абдиек» [5]; в год зайца, лошади и барса читал Коран, Таджвит, Ильмихал [6]. Изучив дестан «Кесикбаш» [7], ушел из школы.

Теперь я целые дни проводил с гнедыми, вороными, каурыми; теперь эти большеглазые с шелковой гривой дикие кони были полностью мои. Каждый день я объезжал одного из них.
Волна радости захлестывала меня, перехватывая дыхание, и гулко билось сердце, когда в бешеной скачке несся я по безбрежным просторам вековечного Дешт-и-Кипчака, пронзая пространство и рассекая пополам тугой воздух, словно отбрасывая в стороны тысячи вражеских воинов, окружавших меня. Себя в эти мгновения я представлял ханом или богатырем. Надвинув на глаза шапку и укрепившись в седле, пускал коня поначалу медленным аяном, затем джебе. Потом, обжигая плетью его крутые бока  справа и слева, бросался в карьер...

То появляясь, то пропадая в колышущихся волнах вольной степи, я черной пеной пролетал над зеленым морем с разбросанными в нем  одуванчиками, красными, синими цветами... Вытянув длинную стройную шею, поджав маленькие уши, мой конь летел словно пуля, словно пущенная стрела! В стремительном полете бьющиеся за плечами длинные волосы развевались, словно татарское знамя! В эти особенные минуты все воспринималось обостренно четко и ясно. Раскрасневшиеся глаза, в ушах – гул, от которого страшно…

Когда солнце разливало свои золотые лучи на душистые, пестрящие цветами степные просторы, мне хотелось, перетворив платок в знамя, а тобулгу в меч, брызнуть на эти прекрасные зеленые просторы капли алой крови... Так, так! Во мне, как и в моих предках, кипела жажда борьбы.

Впереди, сорвавшись с места, разбегались в разные стороны зайцы, лисы, вспархивала перепелка или затаивалась какая-то птица. Иногда видно было, как далеко, у самого горизонта, важно расхаживала глупая дрофа. Продолжение здесь.

Примечания:

5. Абдиек – жизнеописание пророков.

6. Таджвит – учебник, учебная дисциплина, изучающая правила орфоэпического чтения Корана. Ильмихал – учебник, учебная дисциплина, изучающая основополагающие принципы веры, мораль и этикет (порядок поклонения Богу).

7. Дестан – героический эпос, былина. Кесикбаш (отрезанная голова) – герой, хорошо известный тюркским народам; несмотря на существенные различия, все дестаны имеют основную тему: истории о героях, которые погибли за народ, но продолжают сражаться с врагами, держа свою отрубленную голову за пазухой. Полагается, что Кесикбаш появляется в трудные для тюрок времена, чтобы помочь им.

3 комментария:

  1. Нардуган Ибрагим5 мая 2015 г. в 00:23

    Навершие гуннских военных стягов. Работа гуннских мастеров. При наступлении конницы тысячи таких волчьих голов издавали такой устрашающий вой, что противник часто терял самообладание уже в начале атаки гуннской конницы.

    ОтветитьУдалить
  2. Сымбат Демесинова20 октября 2018 г. в 15:16

    Дух - в русском языке понимается как "внутренняя моральная сила". Здесь явное заимствование древнетюркского слова tu - "знамя".
    Известно, что знамя окружалось ореолом святости у всех азиатских народов. В знамени обитает дух-покровитель, дарующий людям военный успех и самоё их существование. Знамя у тюрков имело значение священного талисмана.
    В Европе знамя привычной ныне формы появилось только с приходом тюрков.
    В результате русской фонетической адаптации слово tu превратилось в "дух" (tu ~ туг ~ дуг ~ дух), но сохранило смысл, который вкладывали в него тюрки.
    Уронить знамя или сломать его - считалось дурным знаком. Отсюда фразеологизмы типа "поднять боевой дух", "боевой дух упал", "сломлен духом". Все они есть буквальный перевод тюркских выражений, их калька.

    ОтветитьУдалить
  3. Американский историк Jack Weatherford в книге GENGHIS KHAN AND THE MAKING OF THE MODERN WORLD (Чингисхан и рождение современного мира), 2008 г. пишет:

    На протяжении веков азиатские воины-кочевники несли по великой степи свое Духовное Знамя, – копье, к древку которого чуть ниже наконечника были привязаны пряди гривы лучших коней. Где бы такой воин ни разбивал лагерь, он утверждал Духовное Знамя при входе в свой шатер, как свой герб и защитный амулет.

    Духовное Знамя всегда оставляли на открытом воздухе, под Вечно Синим Небом. Развевающиеся на степном ветру пряди вбирали в себя силу ветра, неба и солнца, силу, которую затем получал от него его владелец. Ветер в конской гриве приносил воину честолюбивые мечты и помогал добиваться их воплощения. Вечно беспокойные пряди конского волоса всегда манили его в путь, на поиски лучшего пастбища, богатой добычи, славных свершений и лучшей доли в этом огромном мире.

    Союз воина и его Духовного Знамени становился настолько тесным, что после смерти дух воина переселялся в него. Пока воитель был жив, знамя из конского волоса несло его судьбу, в посмертии оно становилось его душой. Смертное тело быстро сливалось с природой, но душа вечно жила в этом знамени и служила напоминанием грядущим поколениям о великом прошлом. (С. 10).

    ОтветитьУдалить