28.11.2013

Н.Челебиджихан. Молитва ласточек (7)



Мы учились счету, истории, математике,  географии. Из истории мы узнавали, откуда родом сами, о родственных нам народах, о наших великих предках – древних тюрках.

География по-новому открыла нам землю, на которой мы родились и жили: поведала о том, что находится за самым краем вольной степи, по которой мы скакали; о ручьях, что журчали, перекатываясь водопадами; о быстрых реках, о широко разлившихся морях со вспененными волнами, о горах, утопающих в синей дымке, об их высоте, о морских глубинах – о том, как велик наш полуостров.

Сейчас мы учились и играли, жили в радости, в любви. Мы понимали то, чему нас учили, и поэтому знали это, а оттого что узнали, полюбили нашего учителя.

Мы любили отцов и матерей наших, но полюбили их еще сильнее – уже другим сознанием и другими чувствами. Мы полюбили и наши книги, ручки, бумагу, мел, стали любить класс, в котором учились, вместе с его широкой черной доской.

Полюбили школу, школьный сад, всю деревню вместе с живущими в ней татарами, полюбили и живущих в соседней деревне русских, которые тоже радовались тому, что мы учимся. Оттого что поняли, научились, а, научившись, узнали, теперь мы любили и каждый камешек, и деревья, и могучие горы – мы любили весь мир. Окончание рассказа здесь.

2 комментария:

  1. Шефика Абдураманова29 марта 2015 г. в 09:14

    В школах в период ханства обучались все дети, мальчики и девочки, начиная с 5,6,7-летнего возраста. Это были школы традиционные внутренней самоорганизации, государство на них денег не ассигновало, они существовали за счет вакуфных земель и деревенской общины. Обучали в основном чтению религиозных текстов, счету, письму. Поэтому в Крыму неграмотных крымских татар не было, и газета Гаспринского "Терджиман" на арабице была читаема во всех, даже отдаленных уголках Крыма. Если для времен ханства это было прогрессивным явлением и не дало зачахнуть в первое столетие после аннексии, то к концу 19 века на фоне общемирового прогресса эти схоластические школы, продолжающие работать по старинке, мало что могли дать для развития нации. По инициативе Исмаила Гаспринского повсеместно были созданы соответствующие духу времени светские новометодные школы - джадиди усул, где, кроме религиозных, преподавались математика, родной язык, география, история.

    ОтветитьУдалить
  2. Мумине Асанова1 августа 2016 г. в 07:44

    "Севгенимнинъ хатыры ичюн севмегенимни де северим" - "Ради любимого полюблю и нелюбимое". Здесь смысл крымскотатарской пословицы в том, что любовь (к человеку, к родному языку, к родине – вообще Любовь) делает человека душевнее, терпимее, благороднее.

    ОтветитьУдалить