Со скрипом открылись зеленые ворота, большие, не похожие на сельские.
Арба с грохотом въехала на просторный вымощенный камнем школьный двор.
Зашумели, увидев прибывших, школьницы. Среди них были знакомые девочки из
соседних сел. Они, бурно выражая свою радость, кинулись встречать приехавших.
– Доктор здесь? – первое, о чем у них спросила Эсма. Доктор
представлялся ей большим, очень сильным и добрым человеком. Но его она боялась
больше, чем учителей. Может, потому что их учитель ее любил и всегда хвалил за
старание и знания.
Одна из знакомых девочек спросила: «Как там у нас, есть ли новости из
нашего села? Все ли живы-здоровы?» – «Слава Богу, все хорошо», – ответила Эсма.
И добавила: «Сейчас у нас нет доктора, уровень заболеваемости повысился». Потом вдруг задрожавшим голосом спросила:
– А когда придет доктор?
– Утром.
– Разрешит ли он мне учиться?..
Девочки показали вновь прибывшим школу, двор, классы, спальни, кухню,
столовую – везде побывали.
– А это что?
– Это называется правлением, канцелярия.
– А здесь что делают?
– Эта комната для завучей и учителей. Здесь записывают детей.
– Тех, кто поступает, здесь записывают?
– Ну да!
Эсма робко спросила:
– Когда будет экзамен? Спрашивают строго?
– Это станет ясно, когда придет директор.
Комната вызвала страх у Эсмы: ей казалось, что именно здесь ждало ее
счастье или несчастье.
Приближался вечер, начало смеркаться. Послышались голоса: «Учитель!» К
новеньким подошел мужчина, поздоровался. Спросил, откуда приехали, как жизнь в
селе. Завязалась беседа. Эсма вначале побаивалась его, но потом осмелела и,
воспользовавшись очередным вопросом учителя, сказала:
– В нашем селе очень хороший климат, и вода хорошая, поэтому у нас все
очень здоровые. Никто у нас не болеет.
День был трудным. Учитель показал девочкам их кровати.
– Сегодня отдыхайте, завтра вас немного поспрашиваем, доктор сделает
осмотр, потом приступите к учебе...
Описывать эту ночь Эсмы я не хочу. Она была страшна, как горная долина,
в которой водятся джины, и кошмарна, как свадьба шайтанов; как в сросшихся
бровях тети Яшар, в ней не было просвета; она была тягостна, как жизнь сироты,
и бесконечна, как небеса... Лежа в огромной, как сад, спальне, Эсма
прислушивалась к дыханию спящих девочек, к шорохам; мигание светящейся
маленькой лампочки, таинственные тени – все было ново, и чужая, непривычная
обстановка рождала в Эсме странные, непонятные чувства, поэтому она никак не
могла уснуть.
Когда утром прозвенел сигнал к подъему, Эсма вскочила раньше всех.
– Идемте, новенькие! Вас директор ждет.
Эсма не помнит, как вошла в комнатку. Учитель Исмаил, привезший
девочек, разговаривал с директором, что-то ему объяснял.
– Нет, уважаемый, не могу принять четверых, на ваше село выделили три
места. Из других районов тоже дети будут. В Крыму сел много!
Слова эти острой болью пронзили сердце Эсмы. Вот оно, несчастье!..
Директор повернулся к вошедшим девочкам:
– Ну-ка, эти юные леди приехали из вашего села? Добро пожаловать, не
бойтесь, подойдите ближе.
Эсма наклонилась, чтобы поцеловать его руку [10].
– Не нужно, сестренка. Как тебя зовут?
– Эсма...
– Ты окончила начальную школу?
– Да.
– Хорошо. Однако ты выглядишь болезненной, сможешь ли ты учиться,
сестренка?
Сердце Эсмы замерло. Она перестала что-либо понимать, и на все вопросы
директора отвечала молчанием. Но учитель Исмаил поспешил ей на помощь: что-то
тихонько шепнул директору.
Просмотрев табель Эсмы, директор удовлетворенно покачал головой:
– Молодец, девочка, оказывается, ты очень трудолюбивая.
Эсма выдохнула. К ней снова вернулась способность рассуждать и
говорить. Теперь на все вопросы она отвечала уверенно и быстро. А когда другие
девочки путались в ответах, то опять спрашивали Эсму.
Выходя из учительской, Эсма чувствовала себя генералом, взявшим первую
крепость. Учитель Исмаил вышел чуть позже:
– Молодцы, девочки, не подвели.
Подойдя к Эсме, сказал:
– Ты очень понравилась учителям.
И надежда окрепла в душе Эсмы.
Ее подружки, окружив учителя Исмаила, стали спрашивать, когда он
уезжает, когда они увидятся с родными, если останутся здесь. Но Эсма думала о
другом. Ей надо было взять вторую высоту. И она спросила у одной из школьниц:
– Не знаешь, когда придет доктор?
– Через час.
Час... Как это много... В одном часе шестьдесят минут... Шутка ли,
целых шестьдесят минут... Но, даст Бог, доктор тоже окажется хорошим человеком.
Да ведь у меня ничего не болит! На руке есть ранка, но... она же быстро
заживет. К тому же она совсем не болит... Спина, вот только спина немного
начала болеть месяца два-три назад... Здесь меня не будут бить... Она и болеть
перестанет, даст Бог. Ах, есть ли в мире что-нибудь длиннее часа?!
– Доктор пришел!
Знакомые девочки вызвались проводить Эсму и ее спутниц в школьный
медпункт.
Бедная Эсма... Так тяжело, так страшно ей еще никогда не было. Эсме
кажется, что когда умерли родители и она осталась одна, даже тогда ей не было
так мучительно тяжело. Ах, господи, как преодолеть эту тяжесть?
Вчера весь день, пока ехали, а потом ночью, лежа без сна в постели,
Эсма все придумывала разные способы, как бы сделать так, чтобы выглядеть
толстой и здоровой. Поэтому с утра она надела на себя все, что у нее было с
собой.
Робко, осторожно ступая, вошла она в медпункт.
– Как тебя зовут?
– Эсма.
– У тебя что-нибудь болит?
Эсма скороговоркой, на одном дыхании выпалила:
– Нет, доктор эфенди, у меня ничего не болит.
– Покашляй.
– Да ведь я не простывшая, как же мне кашлять?
– А чего так оделась, мерзнешь?
– Нет, что вы... я... знаете, я ни разу в жизни не болела. Все у меня
хорошо, доктор эфенди.
– Когда ты бегаешь, сердце колотится, болит?
– Нет, доктор эфенди. У меня очень здоровое сердце. Никогда не
колотится и никогда не болит.
– Почему же, дочка, ты такая худенькая? Аппетит у тебя есть? Покажи-ка
язык!
Эти вопросы просто убивали Эсму. Ей было бы легче ответить на сорок
вопросов ангелов, которые они задают каждому умершему, чем на вопросы врача.
Доктор постукивал пальцами по грудной клетке и спине, слушал ее трубкой, и это
было пострашнее, чем удары тети Яшар.
Собрав последние силы, она ответила на
последний вопрос доктора:
– Нет, доктор эфенди, у меня ничего не болит. А худая я потому, что мы
долго голодали, я осталась сиротой. У меня родители умерли, доктор эфенди. Я
буду очень хорошо учиться, доктор эфенди.
Крупные горячие слезы, покатившиеся вдруг из глаз Эсмы, упали на руки
доктора, и, скатившись с них, впитались в земляной пол комнаты.
Эсму приняли в школу.
Учитель Исмаил, забрав арбу, приехал в школу, чтобы попрощаться с
девочками. Они собрались вокруг него. Каждая о чем-то просила учителя. Девочки
впервые расстались с родными, впервые испытали чувства чужбины и разлуки,
впервые начинали жизнь без родителей, без их помощи и поддержки. С одной
стороны, это было ново и заманчиво, но, с другой стороны, такая жизнь казалась
им страшной и трудной. И в этой трудной жизни им сразу понадобилось очень много
вещей. Уезжая из дома, они не подумали об этом. А вот сейчас и учитель Исмаил
уезжает, они остаются абсолютно одни. Поэтому каждая, сделав выводы из своего
однодневного опыта самостоятельной жизни, заказывала через него необходимые ей
вещи.
– Исмаил эфенди, пожалуйста, скажи маме, пусть передаст мне теплый
платок. Говорят, здесь бывает холодно... Маме, папе – всем передайте привет.
– Исмаил эфенди, пусть папа передаст мне чашку и ложку, еще пусть
передадут толстое одеяло.
– Девочки, дорогие, о какой ерунде вы говорите! Исмаил эфенди, ты скажи
маме, пусть она приготовит и передаст мне жаркое. Пусть не забудет также
передать орехи и фундук.
Учитель машет головой, смеется:
– Хорошо, хорошо, передам, ничего не забуду. Скажу, чтобы еще и фрукты,
и бетмез [11] передали. Только вы не подведите: хорошо учитесь, хорошо себя
ведите, будьте воспитанными, культурными, на вашу долю выпадет просвещение
нашего обнищавшего, невежественного народа, народа-сироты. Никогда не забывайте
свой народ и не забывайте о своем долге перед ним...
Исмаил эфенди велел извозчику Осману трогать. Тот взялся за вожжи.
Девочки, повесив головы и пряча слезы, доставали свои носовые платочки.
Все это время Эсма молчала. Ей некому было что-то заказывать. Ей не
было жалко расставаться с родным селом, не страшно было остаться одной. Она уже
испытала трудности скитаний и тоску расставания, знала жестокость сиротства и
нужды. Но сейчас в ее душе родились какие-то новые чувства и желания, и ей
вдруг захотелось об этом сказать, сказать тому селу, в котором было ее счастье
и горе, сказать об этом людям, односельчанам. Когда девочки просили Исмаила
эфенди передать их просьбы родным, Эсма пыталась разобраться в этих чувствах,
сформулировать их, но не находила слов.
Исмаил эфенди сел на арбу:
– Ну, дети, будьте здоровы. Не скучайте. Всякий раз, приезжая в город,
обязательно буду вас навещать.
Попрощался с ними и Осман, взял в руки камчу:
– Нн-о, поехали. Нно-о-о, клячи мои!..
Лошади тронулись. Девочки шли рядом с арбой. Только Эсма стояла, застыв
на месте. Исмаил эфенди еще раз попрощался:
– Ладно, девочки, счастливо оставаться. Эсма, а ты что стоишь в
сторонке?
Эсма не расслышала его слов, повозка уже выезжала за ворота. Вдруг
Эсма, словно проснувшись, подняла голову и, побежав за арбой, крикнула:
– Исмаил эфенди, подожди, пожалуйста, погоди же немного!..
Лошадей остановили. Эсма, задыхаясь, подбежала к арбе. Она
раскраснелась, хватает воздух ртом. Хочет что-то сказать, но не может.
– Что ты хочешь сказать, Эсма? Скажи, я куплю. Что тебе нужно?
Этот вопрос помог Эсме начать.
– Нет, Исмаил ага, мне ничего не надо, я вот что хочу сказать. Ты,
пожалуйста, дяде и тете Яшар скажи... (Эсма несколько раз сглотнула. Девочки
внимательно смотрели на нее. Эсма продолжила.) Пусть они меня простят, они меня
от голода, от смерти спасли. И я их прощаю...
Она покраснела гуще.
– Еще, Исмаил ага, джаным, там у нас есть сосед, Усеинчик. Он тоже
сирота. Скажи ему, что я его не забуду. Пожалуйста, скажи ему, что я уговорю
учителей, чтобы и его приняли в эту школу.
Исмаил эфенди взял Эсму за руки, поцеловал в глаза.
– Хорошо, маленькая, передам, очень хорошо. И его привезем,
иншалла [12]. Ну, до свидания.
Однако Эсма не все еще сказала.
– Подожди, Исмаил ага, там, в селе, еще сироты есть. Я никого не забуду!.. Ты говорил, что весь наш народ сирота. Я не забуду и наш
невежественный, живущий в темноте народ...
Эсма хотела сказать еще что-то, но не находила нужных слов, не могла
высказать того, что чувствовала. Ее подружки и другие девочки, собравшиеся
вокруг арбы, смотрели на Эсму. Некоторые из них посмеивались, другие согласно
кивали. Арба тронулась...
___________________
10 По обычаю крымских татар младший по возрасту в знак уважения целует
старшему руку и прикладывает ее к своему лбу.
11 бетмез (петмез) – сок груши, сгущенный кипячением.
12 иншалла – если на то будет Божья воля.
"Я никого и ничто не забуду!" - вот корень всех ошибок! Забудьте! Растворитесь в массе великого народа - и будет вам благо!))
ОтветитьУдалить