16.07.2013

Муса и праведник



Муса и праведник пришли в бухту и попросили взять их в одну из лодок. Когда лодка была в море, Муса взглянул на праведника и увидел, что тот взял молоток и большой гвоздь, а затем начал пробивать дно лодки, пока не сделал дыру.
 
Муса испугался, решив, что лодка сейчас утонет. Он недоуменно спросил: «Сделал ли ты дыру, чтобы утопить сидящих в ней людей? Истинно, ужасную вещь ты сделал!»

Праведник не рассердился, но сказал: «Не обещал ли ты не расспрашивать ни о чем, что увидишь или услышишь, пока я не расскажу об этом сам?» Смутившись, Муса сказал: «Извини меня за забывчивость». Они вышли из лодки, которая уплыла, и двинулись дальше.

Их путь продолжался, пока они не достигли одного из городов. С собой у них не было ни денег, ни еды. Муса и праведник проголодались и попросили пищи у жителей, но все им в этом отказали. Чувство голода усилилось, но кого бы они ни попросили, все отвечали отказом.

Когда они бродили по городу, то увидели стену, которая была готова упасть. Праведник подошел к стене и насыпал вокруг землю. Затем принес воды и замесил глину. Потом он начал поправлять стену и чинить ее. Муса молча помогал, пока они не закончили работу. Стена выпрямилась и стала прочной.

Когда праведник хотел уже уходить, Муса сказал: «Ты починил стену в этом городе, где мы не нашли ни пищи, ни денег. Разве не мог ты попросить плату за эту работу!»

Праведник улыбаясь смотрел на него, а затем сказал: «Пришло время разлуки между мной и тобой. Теперь я объясню смысл того, что ты не мог перенести терпеливо».

Праведник уселся как учитель, а Муса сел перед ним как ученик. Праведник начал объяснять смысл его странных действий, причин которых Муса не понял: «Ты помнишь ту лодку, в которой я пробил дыру, когда мы были в море?» Муса ответил: «Да! Ты чуть было нас не утопил. Наверняка она потом затонула!»

Праведник сказал: «Эта лодка принадлежит бедным людям, трудящимся в море и добывающим там пропитание. В пути их поджидал царь-тиран, который захватывал силой любое судно. Я хотел этой дырой испортить лодку, чтобы когда царь увидел ее, то не стал бы ее захватывать. Лодка осталась у бедных людей, чтобы они добывали себе средства на жизнь».

А что касается стены, она принадлежит двум мальчикам-сиротам, а под ней находится клад, который спрятал там их отец. Если бы я позволил стене обрушиться, то клад оказался бы на поверхности и его растащили бы городские жители, ведь бедные сироты еще не способны защитить свое имущество. А сейчас клад остался в сохранности под стеной. Когда мальчики подрастут и станут сильными, они достанут его и воспользуются им».

Муса обратил свое лицо к небу и поблагодарил Аллаха за Его милость. Ведь по воле Аллаха он встретился с праведником, который научил его многому тому, чего он не знал. Он научил его терпеть и не гневаться, не осуждать людей за те вещи и действия, смысла которых он не знает.
 
Муса научился сначала спрашивать, чтобы понять происходящее. Возможно, у людей есть веские основания для их действий. Быть может, они руководствуются  добрыми намерениями и не желают причинять зло. Праведник научил Мусу тому, что не следует быть самодовольным и считать, что все знаешь и что нет никого, кто знал бы больше тебя и был бы более сведущ. Чтобы чему-то научиться, необходимо спрашивать. Всегда есть тот, кто знает больше.

Муса понял, что человек должен делать добро, даже если он за это ничего не получит, так как это добро приносит пользу другим добрым людям. 

Муса и праведник (в сокращении) / Истории о пророках. Составитель Абдель Хамид Джуда Ал-Саххар. – Москва, 1992.

1 комментарий:

  1. Маленькая девочка держала в руках два яблока. В комнату вошла ее мама и попросила: «Дай маме одно яблочко». Девочка несколько секунд молча смотрела на маму, а потом быстро надкусила сначала одно, а потом второе яблоко. Женщина расстроилась из-за того, что дочь не захотела с ней поделиться. Но тут девочка протянула ей одно из надкушенных яблок и сказала: «Мама, возьми вот это, оно более сладкое!» Мораль: независимо от того, насколько вы взрослый, опытный и осведомленный человек, никогда не спешите судить других. Дайте им возможность объясниться. То, что вы видите, может быть обманчиво. Часто, видя только общую картину, мы заблуждаемся в истинных мотивах действий другого человека.

    ОтветитьУдалить