![]() |
Р.И.Музафаров. 1928-2011. |
Приведу несколько крымскотатарских пословиц, которые были опубликованы в журнале «Ватан» (1990-1994 годы). Перевод пословиц – редакторский.
Главный редактор журнала – доктор филологических наук, профессор Рефик Ибрагимович Музафаров.
Известный востоковед В.В.Радлов заметил: «Чтобы узнать народ, надо начать с изучения его пословиц. В этих кратких крылатых фразах – душа и суть народа».
Главный редактор журнала – доктор филологических наук, профессор Рефик Ибрагимович Музафаров.
Известный востоковед В.В.Радлов заметил: «Чтобы узнать народ, надо начать с изучения его пословиц. В этих кратких крылатых фразах – душа и суть народа».
Ана киби яр олмаз, ватан киби ер олмаз.
|
Нет друга лучше матери, нет земли лучше родины.
|
Тувгъан ана – бир, тувгъан ер де бир.
|
Одна у человека мать, одна у него и родина.
|
Халкъ уфюрьсе – боран къопар.
|
Народ дунет – буря будет.
|
Бир къолдан давуш чыкъмаз.
|
Одна рука в ладоши не хлопает.
|
Огрендим – деме, анъладым – де.
|
Не говори, что учился, а говори, что познал.
|
Алим олмакъ къолай, адам олмакъ къыйын.
|
Ученым стать легко, труднее стать человеком.
|
Джаиллик факъырлыкътан бетердир.
|
Невежество хуже бедности.
|
Билеги кучьлю бирни
йыкъар, билеги кульлю – бинъни йыкъар.
| |
Къалем къылычтан кескиндир.
|
Перо острее меча.
|
Акъыл яшта дегиль де, – баштадыр.
|
Ум не в возрасте, а в голове.
|
Къыркъ кере дели десенъ, эр кес дели олур.
|
Назови сорок раз дураком, так каждый оглупеет.
|
Акъыл къазанына бир чёмюч бакът керек.
|
К котлу ума нужен черпак счастья.
|
Инанма кишининъ сезюне, инан озюнинъ козюнъе.
|
Не верь чужим речам, а верь своим очам.
|
Таякъ эттен отер, сез сюектен отер.
|
Палка по мясу бьет, а язык до костей достает.
|
Котекнен анълатма, лафнен анълат.
|
Учи не кулаком, а языком.
|
Энъ сайгъылы мирас – эдептир.
|
Самое лучшее наследство – воспитание.
|
Эдеп базарда сатылмаз.
|
Воспитанность на базаре не продается.
|
Ана бабадан башкъа дюньяда эр шей тапылыр.
|
На свете все можно найти, кроме родителей.
|
Къоранта – бахтнынъ анахтары.
|
Семья – ключ к счастью.
|
Дюльберлик тойда керек, муабетлик – эрь кунь
керек.
|
Красота нужна на свадьбе, а доброта – навеки.
|
Бинъ дост – аз, бир душман – чокъ.
|
Друзей и тысяча – мало, врагов – и один много.
|
Къомшунъ бай олсун: бермесе де, сорамаз.
|
Пусть сосед будет богатым: если не даст, так хоть не попросит.
|
Яхшынынъ озю ольсе де, иши ольмез.
|
Добрый и умрет, но дело его живет.
|
Къартлыкъ – яшлыкънынъ девамы.
|
Старость – продолжение молодости.
|
Атсыз киши къанатсыз къушкъа бенъзей.
|
Человек без лошади, что птица без крыльев.
|
Бир къаргъа къыш кетирмез.
|
Одна ворона зиму не приносит.
|
Башынъ сагъ олса, къалпакъ тапылыр.
|
Была бы здорова голова, а шапка найдется.
|
Къоркъма олюмден, къоркъ файдасыз омюрден.
|
Не бойся смерти, а бойся бесполезной жизни.
|
Ичильген ракъыга языкъ дегиль, джойылган акъылга
языкъ.
|
Не жалко водки выпитой, жалко разума пропитого.
|
Къара бет масхаралыкъ дегиль, бетсизлик –
масхаралыкъ.
|
Быть темнолицым – не позор, позор безликим (лицемером) быть.
|
Барман деп, къуванма, ёкъман деп, джыланма.
|
В нужде не гнись, в достатке – не кичись.
|
Бахыт топракътан дегиль де, терден.
|
Счастье не от земли, а от пота.
|
***
Старость – плохое дело:
Мою бодрость жеребенка она
сделала покорностью клячи.
Одиночество плохое дело:
Мои справедливые слова оно
уничтожило.
Бедность плохое дело:
Моих родных она сделала
чужими.
О сени ташман - сен оны ашман!
ОтветитьУдалитьБал туткъан - пармагъынъ ялай.
Халкъынъ кёр олса, сен де бир козюн япып юр.
Иляхре...
Байынъ баласы батыр, джоркан астънда джатыр.
ОтветитьУдалитьТо, что сделал филолог Рефик Музафаров, можно сравнить с чудом. В годы жесткой дискриминации крымских татар и фактического запрета их языка он сумел защитить кандидатскую, а после и докторскую диссертацию по крымскотатарскому фольклору.
ОтветитьУдалитьС Рефиком Ибрагимовичем Музафаровым я познакомился в пос. Приморская, когда ездил к родственникам в Крым. Мы с ним долго беседовали как дома у него, так и на берегу моря. Мы нашли много общих тем для разговора, как в политике, так и по исторической и литературной тематике. На берегу моря мы с ним говорили об исторических волнах движения народов, протекавших по Крыму, от первобытного общества до наших дней. Это было интересно, так как мы знали свой предмет, а он знал намного больше меня в своей области. Конечно, таким людям как Рефик Ибраимович, тяжело было на научном поприще. Тут нужна жертвенность, каждодневная работа с информацией, которая не интересует власть и она за это не платит, приходится подрабатывать на стороне, чтобы двигать свои идеи в той или иной области научной деятельности. Я в то время продвигал идею, что ислам пришел в Крым не в 13 веке, а на пять веков раньше, во времена Мерван хана в Арабском халифате, ибо во время арабо-хазарских воин, арабы завоевали Хазарию на пол века и сделали Крым протекторатом Халифата. Конечно, стали вносить свою идеологию в массы через мечети, через морскую торговлю с Крымом. Рефик Ибраимович был согласен с моими думами и советовал через язык доказывать, что тюрки осваивали Крым еще до нашей эры, а пришлые греки, евреи и славяне затем убрали многое из литературных источников, подправили или просто уничтожили.
ОтветитьУдалить"Эйилик яп денъизге ат, балыкъ бильмесе, Халикъ билир" (Халикъ - Аллах, Ярадан демектир)
ОтветитьУдалить"Эшек запран къадрини не билир", - что знает осёл о цене шафрана?
ОтветитьУдалить