06.07.2013

Крымскотатарские пословицы

Р.И.Музафаров. 1928-2011.


 
 

 
 
Приведу несколько крымскотатарских пословиц, которые были опубликованы в журнале «Ватан» (1990-1994 годы). Перевод пословиц – редакторский.

Главный редактор журнала – доктор филологических наук, профессор Рефик Ибрагимович Музафаров.

Известный востоковед В.В.Радлов заметил: «Чтобы узнать народ, надо начать с изучения его пословиц. В этих кратких крылатых фразах – душа и суть народа».


 
Ана киби яр олмаз, ватан киби ер олмаз.
 
Нет друга лучше матери, нет земли лучше родины.
 
Тувгъан ана – бир, тувгъан ер де бир.
Одна у человека мать, одна у него и родина.
 
Халкъ уфюрьсе – боран къопар.
Народ дунет – буря будет.
 
Бир къолдан давуш чыкъмаз.
Одна рука в ладоши не хлопает.
 
Огрендим – деме, анъладым – де.
Не говори, что учился, а говори, что познал.
 
Алим олмакъ къолай, адам олмакъ къыйын.
Ученым стать легко, труднее стать человеком.
 
Джаиллик факъырлыкътан бетердир.
 
Невежество хуже бедности.
 
Билеги кучьлю бирни йыкъар, билеги кульлю – бинъни йыкъар.
Силой победишь одного, знаниями – тысячу.
 
Къалем къылычтан кескиндир.
Перо острее меча.
 
Акъыл яшта дегиль де, – баштадыр.
 
Ум не в возрасте, а в голове.
 
Къыркъ кере дели десенъ, эр кес дели олур.
Назови сорок раз дураком, так каждый оглупеет.
 
Акъыл къазанына бир чёмюч бакът керек.
 
К котлу ума нужен черпак счастья.
 
Инанма кишининъ сезюне, инан озюнинъ козюнъе.
 
Не верь чужим речам, а верь своим очам.
Таякъ эттен отер, сез сюектен отер.
Палка по мясу бьет, а язык до костей достает.
 
Котекнен анълатма, лафнен анълат.
 
Учи не кулаком, а языком.
 
Энъ сайгъылы мирас – эдептир.
Самое лучшее наследство – воспитание.
 
Эдеп базарда сатылмаз.
Воспитанность на базаре не продается.
 
Ана бабадан башкъа дюньяда эр шей тапылыр.
На свете все можно найти, кроме родителей.
 
Къоранта – бахтнынъ анахтары.
Семья – ключ к счастью.
 
Дюльберлик тойда керек, муабетлик – эрь кунь керек.
Красота нужна на свадьбе, а доброта – навеки.
 
Бинъ дост – аз, бир душман – чокъ.
Друзей и тысяча – мало, врагов – и один много.
 
Къомшунъ бай олсун: бермесе де, сорамаз.
Пусть сосед будет богатым: если не даст, так хоть не попросит.
 
Яхшынынъ озю ольсе де, иши ольмез.
 
Добрый и умрет, но дело его живет.
 
Къартлыкъ – яшлыкънынъ девамы.
 
Старость – продолжение молодости.
 
Атсыз киши къанатсыз къушкъа бенъзей.
Человек без лошади, что птица без крыльев.
 
Бир къаргъа къыш кетирмез.
Одна ворона зиму не приносит.
 
Башынъ сагъ олса, къалпакъ тапылыр.
Была бы здорова голова, а шапка найдется.
 
Къоркъма олюмден, къоркъ файдасыз омюрден.
Не бойся смерти, а бойся бесполезной жизни.
 
Ичильген ракъыга языкъ дегиль, джойылган акъылга языкъ.
Не жалко водки выпитой, жалко разума пропитого.
 
Къара бет масхаралыкъ дегиль, бетсизлик – масхаралыкъ.
Быть темнолицым – не позор, позор безликим (лицемером) быть.
 
Барман деп, къуванма, ёкъман деп, джыланма.
 
В нужде не гнись, в достатке – не кичись.
Бахыт топракътан дегиль де, терден.
 
Счастье не от земли, а от пота.
 
                                         
                                                ***
Старость – плохое дело:
Мою бодрость жеребенка она сделала покорностью клячи. 

Одиночество плохое дело:
Мои справедливые слова оно уничтожило. 

Бедность плохое дело:
Моих родных она сделала чужими.
 

6 комментариев:

  1. Нардуган Ибрагим26 февраля 2015 г. в 05:22

    О сени ташман - сен оны ашман!
    Бал туткъан - пармагъынъ ялай.
    Халкъынъ кёр олса, сен де бир козюн япып юр.
    Иляхре...

    ОтветитьУдалить
  2. Байынъ баласы батыр, джоркан астънда джатыр.

    ОтветитьУдалить
  3. То, что сделал филолог Рефик Музафаров, можно сравнить с чудом. В годы жесткой дискриминации крымских татар и фактического запрета их языка он сумел защитить кандидатскую, а после и докторскую диссертацию по крымскотатарскому фольклору.

    ОтветитьУдалить
  4. С Рефиком Ибрагимовичем Музафаровым я познакомился в пос. Приморская, когда ездил к родственникам в Крым. Мы с ним долго беседовали как дома у него, так и на берегу моря. Мы нашли много общих тем для разговора, как в политике, так и по исторической и литературной тематике. На берегу моря мы с ним говорили об исторических волнах движения народов, протекавших по Крыму, от первобытного общества до наших дней. Это было интересно, так как мы знали свой предмет, а он знал намного больше меня в своей области. Конечно, таким людям как Рефик Ибраимович, тяжело было на научном поприще. Тут нужна жертвенность, каждодневная работа с информацией, которая не интересует власть и она за это не платит, приходится подрабатывать на стороне, чтобы двигать свои идеи в той или иной области научной деятельности. Я в то время продвигал идею, что ислам пришел в Крым не в 13 веке, а на пять веков раньше, во времена Мерван хана в Арабском халифате, ибо во время арабо-хазарских воин, арабы завоевали Хазарию на пол века и сделали Крым протекторатом Халифата. Конечно, стали вносить свою идеологию в массы через мечети, через морскую торговлю с Крымом. Рефик Ибраимович был согласен с моими думами и советовал через язык доказывать, что тюрки осваивали Крым еще до нашей эры, а пришлые греки, евреи и славяне затем убрали многое из литературных источников, подправили или просто уничтожили.

    ОтветитьУдалить
  5. "Эйилик яп денъизге ат, балыкъ бильмесе, Халикъ билир" (Халикъ - Аллах, Ярадан демектир)

    ОтветитьУдалить
  6. Ильми Ильясов19 февраля 2022 г. в 16:55

    "Эшек запран къадрини не билир", - что знает осёл о цене шафрана?

    ОтветитьУдалить