И.Репин. Бурлаки на Волге. |
Рабы и слуги.
Кто может находиться в социальной иерархии ниже их? Казалось бы, вопрос
риторический: ясно, эта группа людей «ниже плинтуса», и ниже просто некуда. Мы
так привыкли думать, нас научили так думать. Вернемся к истокам
крымскотатарского менталитета.
Поэма крымскотатарского поэта «Юсуф и Зелиха». Когда она была написана, точно не установлено. Известно лишь, что ее автор Махмуд Кырымлы умер в 1220 году.
Поэма крымскотатарского поэта «Юсуф и Зелиха». Когда она была написана, точно не установлено. Известно лишь, что ее автор Махмуд Кырымлы умер в 1220 году.
Поэт Кырымлы поставил знак равенства между чувствами Пророка и рабыни. И крымскотатарское общество эпохи Средневековья не осудило его за это, не предало анафеме. Наоборот, произведение М.Кырымлы имело огромный успех и вошло в антологию классической мировой и крымскотатарской литературы.
Для сведения:
● Женщин отпускали на волю и без перехода в ислам. А их дети становились свободными и равноправными гражданами государства. В отличие от христианских стран, эти дети могли добиться в обществе довольно высокого положения.
Посол М.Литвин, живший в Крыму в 1538-1540 годах, свидетельствовал: «Крымцы превосходят нас не только воздержанием и благоразумием, но и любовью к ближнему. Ибо между собой они сохраняют дружеские и добрые отношения. С рабами, которых они имеют только из чужих стран, они обходятся справедливо. И хотя они или добыты в сражении, или приобретены за деньги, однако более семи лет их не держат в неволе. А мы держим в вечном рабстве не добытых в сражении или за деньги, не чужеземцев, но нашего рода и веры, сирот, бедняков, состоящих в браке с невольницами».
В 1892 году
была опубликована пьеса С.А.Озенбашлы (1867-1924) «Оладжагъа чаре екъ» (Чему
быть, того не миновать). В ней есть такой эпизод. Мустафа и Эмине
– жених и невеста. Собрались сваты, обсуждают подарки и порядок проведения
свадьбы. Мать невесты показывает сватам подарки для жениха (подстрочный
перевод): «Это матери,
это отцу, это дяде по матери, это дяде по отцу, это тете, это другой тете, это
его начальнику, это их пастухам, это батраку, а здесь сватам».
Аналогичные
подарки приготовила и «сторона жениха»: невесте, ее родственникам, пастухам,
батракам, сватам… Обратили
внимание на состав одариваемых и порядок их перечисления?
Для сведения:
● Арабский путешественник писал о крымских татарах: «А свои дела они решают на совете. Но вот что странно: как только они договорятся между собой о чем-нибудь, приходит самый ничтожный из них и своим несогласием расстраивает все дело».
● С.М.Соловьев тоже подчеркивал эту особенность: «На что хан и ближние люди приговорят, а черные юртовые люди не захотят, и то дело никакими мерами сделано не будет».
● Каждый гражданин Крымского ханства, независимо от социального положения, ощущал себя занимающим необходимое, следовательно, достойное место в обществе. Отсюда чувство самодостаточности, взаимной терпимости и стремление к объединению.
Что сталось с крымскими татарами теперь? Друг друга ненавидят...
ОтветитьУдалитьЗаодно... Гребная галера по-татарски "къатыргъа". В гребцы, как правило, попадали осужденные и пленные... На каторгу ))
ОтветитьУдалить