15.03.2013

Древнетюркские письменные памятники: Введение

  
Древнетюркские письменные памятники – великие творения своего времени. Они неповторимы, как и та эпоха, которая их породила. Бесценен их вклад в сокровищницу мировой культуры.

Древнейшими памятниками тюркской письменности, сохранившимися до наших дней (ведь большая часть рунических текстов делалась на дереве и истлела), являются Орхоно-енисейские надписи:

- «Большая надпись в честь Кюль-тегина»
- «Малая надпись в честь Кюль-тегина»
- «Надпись в честь Тоньюкука» и другие.

В текстах, высеченных на надгробных камнях, увековечены назидания потомкам; в них рассказывается о государственных деятелях, великих полководцах, о нравах и обычаях тюрок, об истории возникновения и развития великого тюркского каганата, границы которого в конце VI века сомкнулись на западе с Византией, на юге с Персией и Индией, а на востоке с Китаем. 

Несмотря на то что эти литературные памятники более тысячи лет оставались забытыми, не ослабла сила их поэтического звучания, их духовность, на которой основываются психология и мировоззрение восточного человека, носителя восточной культуры.

Основные идеи этих произведений – патриотизм, служение народу, страстный призыв к единению с целью сохранить отчизну, имя, славу и честь – актуальны и в наше время, понятны и близки не только крымским татарам, но всем людям, подлинно любящим свою родину и свой народ.

И хотя большинство сибирских надписей обезображены врагами и источены временем, в их отрывочных словах, как сквозь степное марево, возникают силуэты, на горизонте появляются всадники. Над ними реет знамя с золотой волчьей головой. Это скачут древние тюрки. Они несутся сквозь века.

Благодаря Орхоно-енисейским надписям – обломкам седой старины – мы узнаем о том, что провозглашали тюркские правители, и о той доблести, которая бросала тюрок на борьбу с жестокими врагами за свою отчизну. Благодаря этим памятникам мы знаем, что в VI-VIII вв. музы гостили в войлочных шатрах тюрок.

Самобытно и неповторимо это искусство, своей живой красотой побеждающее время и тлен. Оно входит в духовную культуру крымских татар как неповторимая ступень в художественном развитии народа, как живое свидетельство его созидательной жизнедеятельности на заре национальной культуры. Продолжение темы.

По материалам Л.Н.Гумилева.

2 комментария:

  1. Улугбек Темиров15 октября 2016 г. в 06:42

    Оренбургский ИПК давно разработал план элективных курсов для профильных школ с углубленным изучением литературы, согласно которому учащиеся старших классов и студенты изучают Древнетюркскую устную и письменную литературу, начиная с IV в. до н.э. !!!!!

    ОтветитьУдалить
  2. "Исследование и перевод на современные тюркские языки памятников орхоно-енисейской письменности имеет неоценимое значение в деле сохранения, развития и передаче будущим поколениям древнетюркской культуры – одной из самых древних и имеющих глубокую и мощную корневую систему культур мира". (Мижит Л.С., к.ф.н.)

    ОтветитьУдалить