Древнетюркские письменные памятники – великие
творения своего времени. Они неповторимы, как и та эпоха, которая их породила.
Бесценен их вклад в сокровищницу мировой культуры.
Древнейшими памятниками тюркской письменности,
сохранившимися до наших дней (ведь большая часть рунических текстов делалась на
дереве и истлела), являются Орхоно-енисейские надписи:
- «Большая надпись в честь Кюль-тегина»
- «Малая надпись в честь Кюль-тегина»
- «Надпись в честь Тоньюкука» и другие.
В текстах, высеченных на надгробных камнях,
увековечены назидания потомкам; в них рассказывается о государственных
деятелях, великих полководцах, о нравах и обычаях тюрок, об истории возникновения
и развития великого тюркского каганата, границы которого в конце VI
века сомкнулись на западе с Византией, на юге с Персией и Индией, а на
востоке с Китаем.
Несмотря на то что эти литературные памятники
более тысячи лет оставались забытыми, не ослабла сила их поэтического звучания,
их духовность, на которой основываются психология и мировоззрение восточного
человека, носителя восточной культуры.
Основные идеи этих произведений – патриотизм,
служение народу, страстный призыв к единению с целью сохранить отчизну, имя,
славу и честь – актуальны и в наше время, понятны и близки не только крымским
татарам, но всем людям, подлинно любящим свою родину и свой народ.
И хотя большинство сибирских надписей
обезображены врагами и источены временем, в их отрывочных словах, как сквозь
степное марево, возникают силуэты, на горизонте появляются всадники. Над ними
реет знамя с золотой волчьей головой. Это скачут древние тюрки. Они несутся
сквозь века.
Благодаря Орхоно-енисейским надписям –
обломкам седой старины – мы узнаем о том, что провозглашали тюркские правители, и о той доблести, которая бросала
тюрок на борьбу с жестокими врагами за свою отчизну. Благодаря этим памятникам
мы знаем, что в VI-VIII вв. музы гостили в войлочных шатрах тюрок.
Самобытно и неповторимо это искусство, своей
живой красотой побеждающее время и тлен. Оно входит в духовную культуру
крымских татар как неповторимая ступень в художественном развитии народа, как
живое свидетельство его созидательной жизнедеятельности на заре национальной культуры. Продолжение темы.
По материалам Л.Н.Гумилева.
Оренбургский ИПК давно разработал план элективных курсов для профильных школ с углубленным изучением литературы, согласно которому учащиеся старших классов и студенты изучают Древнетюркскую устную и письменную литературу, начиная с IV в. до н.э. !!!!!
ОтветитьУдалить"Исследование и перевод на современные тюркские языки памятников орхоно-енисейской письменности имеет неоценимое значение в деле сохранения, развития и передаче будущим поколениям древнетюркской культуры – одной из самых древних и имеющих глубокую и мощную корневую систему культур мира". (Мижит Л.С., к.ф.н.)
ОтветитьУдалить