27.12.2012

Языки империй: женщины против


Древний Рим. Площадь империи, владения которой в период расцвета включали территории Британии, Германии, Испании, Италии, Галлии и других придунайских стран, Греции, Африки и Азии, составляла 6 500 000 км², что приблизительно равняется площади Австралии и Океании.
 
И на этой огромной территории с численностью населения около 65 миллионов человек на протяжении нескольких столетий роль государственного языка играла латынь.

Тысячи римских легионеров, завоевав очередную страну, обзаводились в ней женами и детьми. Население империи росло, и, казалось бы, это создавало прекрасные условия для развития латинского языка.

Однако, как это ни парадоксально, официальный язык римской империи уже давно исчез. Латинский язык – мертвый язык. А каждая из завоеванных стран сохранила и продолжает развивать свой язык. Почему?
 
На мой взгляд, дело в женщинах.

Мужчина, будь он воин или пахарь, голова в семье. Но женщина – ее душа. Мать поет колыбельные детям  на родном языке. Она говорит с ними на своем языке. Более того, ребенок слышит речь матери еще тогда, когда девять месяцев находится у нее под сердцем. Вот поэтому римская империя, разбросав своих мужчин по миру, исчезла, словно вода, ушедшая в песок, не оставив этому миру своего языка.

Аналогично и с великой империей Чингисхана. Пусть ученые до сих пор спорят, было ли на самом деле в истории явление, названное монголо-татарским игом, фактом остается то, что нигде в границах этой империи  монгольский язык не оставил мало-мальски заметного следа.

2 комментария:

  1. Дети, усваивая язык матери, впитывают культуру поколений, культуру ее народа, познают окружающий мир и себя в нем, усваивают социальные нормы этого народа. Язык матери - и средство, и источник нравственного, эстетического и интеллектуального воспитания ребенка, он формирует ребенка как личность.

    ОтветитьУдалить
  2. Значение женщины в сохранении национальных ценностей всегда было в крымскотатарском народе со времён Исмаила Гаспринского в центре внимания. Он и его "Терджеман" связывал будущее нации с просвещенной, культурной, всесторонне развитой крымской татаркой-матерью. Его дело продолжили его ученики-джадиды, созвавшие в марте 1917 года съезд представителей крымскотатарского народа и выработавшие "Основные крымскотатарские законы", гарантировавшие крымской татарке равные права и защиту, несмотря на яростное противодействие религиозных невежд из "Сырат-аль мустаким". Выдающийся исламский теолог, один из первых, избранных самими мусульманами муфтиев, рухнувшей империи, Ризаэтдин Фахретдин сказал: "Невоспитанная (необразованная) женщина даёт стране людей, которые страшнее микробов холеры." Нация имеет то сознание, воспитание, культуру, которые имеют матери того или иного поколения. Испорченные женщины дадут испорченное поколение, а, стало быть, и нацию. Предназначение женщины-матери воспитать достойное потомство, обязанность мужчины-отца обеспечить этот процесс.

    ОтветитьУдалить