01.12.2012

Мосты в мусульманский мир

Восток всегда привлекал внимание поэтов и писателей России. Восточная цивилиза-ция, мусульманский мир и ислам для них не враждебные понятия, а, напротив, – это мир прекрасного, символ веры, озарение, повод для раздумий, надежды на «обнов-ление и омоложение». Так, А. Полежаев пишет о юноше в «краях Азийских»:  

   Там жизни радость он познает и оценит,
   И снова обретёт потерянный Эдем!

Г.Р.Державин (1743-1816), гордясь своим татарским происхождением и называя себя мурзой, в стихотворении «Видение Мурзы» писал: «Татарски песни из-под спуду, Как луч, потомству сообщу».

Также восхищались мусульманским миром, оставаясь христианами, русские поэты ХIХ века: А.Вяземский, А.Шишков, А.Муравьев, В.Бенедиктов, Я.Полонский, А.Фет и многие другие. Мусульманская культура вдохновляла и гений А.Пушкина. Венцом исламских мотивов поэта являются «Подражания Корану». Они так прекрасны, что в мусульманских странах их называют не «Подражания», а «Следование Корану».

При чтении некоторых произведений Пушкина складывается впечатление, что его устами поэт-мусульманин восхваляет свою веру. К таким относятся, например, стихи «Стамбул гяуры нынче славят...». Они написаны будто бы истовым мусульманином:
                        Стамбул гяуры нынче славят,
А завтра кованой пятой,
Как змия, спящего раздавят
И прочь уйдут…
Стамбул отрекся от Пророка,
В нем правду древнего Востока
Лукавый Запад омрачил…

Ф.Тютчев «Олегов щит»:
Аллах! Пролей на нас свой свет!
Краса и сила правоверных!
Гроза гяуров лицемерных
пророк Твой – Магомет!.

М.Лермонтов «Спеша на север издалека…»:
                        Но сердца тихого моленья
Да отнесут твои скалы
В надзвездный край, в твое владенье,
К престолу вечному Аллы.

А.К.Толстой «Всесильной волею аллаха…»:
                        Всесильной волею аллаха,
Дающего нам зной и снег,
Мы возвратились с Чатырдаха
Благополучно на ночлег.
 
Конец XIX века. М.Михайлов переводит Коран, произведения Руми, Саади, Джами и др. А.Апухтин пишет баллады и «Подражание арабскому», далее: А.Майков – «Молитва бедуина», К.Бальмонт – толкование Корана, Н.Некрасов – «Турчанка». Н.Гоголь тоже много писал об исламе. «И одному только человеку и созданной им религии, – писал он о Пророке Мухаммеде, – обязаны они своим блестящим существованием!» Н.Гоголь интересовался также восточной архитектурой, которая «не носит на себе печати дремучих лесов, она вся состоит из цветов». 

М.Лохвицкая «На пути к Востоку»:
Но неужели там, у вас, в Элладе,
Все женщины так тупы и мертвы?
Иль недоступны низменным созданьям
Ни ненависть, ни ревность, ни любовь?
 
Самое заветное слово о Востоке, об исламе, об общечеловеческих ценностях сказал, возможно, Л.Н.Толстой в повести «Хаджи Мурат». Горец-мусульманин, непокорный враг русских войск стал героем, воспетым гением русской литературы. На пересечении горского фольклора, идеологии ислама, общечеловеческих представлений о смысле жизни Толстой создал образ мирового масштаба. 

Начало XX века. Михаил Синельников в исследовании «Весенняя дорога на приснившийся Восток» отмечает, что у Нобелевского лауреата И.Бунина «стихов, пронизанных исламскими мотивами, было больше даже, чем православных. Он всю жизнь в дорожном чемодане возил с собой русский перевод Корана. Не расставался с ним. Но, наверное, у него были и другие книги, в том числе и Евангелие. Безусловно, я не хочу утверждать, что он стал мусульманином. Но он становился «исламистом» в самый миг написания стихов на эти темы».

Страстью к Востоку был увлечен и Н.Гумилев. Странствующему дервишу, умудренному суфию уподобляется в «Персидских мотивах» Сергеи Есенин. И далее: В.Хлебников, Н.Асеев, Н.Клюев, А.Ахматова... 

По материалам:
И.Ермаков. Ислам в русской литературе XV-XX вв. – Москва: Компания "Спутник", 2000.
С.Аверинцев. Гёте и Пушкин (1749-1799-1999) // Новый Мир. – 1999. – № 6.

2 комментария:

  1. Владимир Шуф (1863-1913).

    КОРАН

    Завет священный Магомета,
    Ты, поэтический Коран!
    Страница каждая согрета
    В тебе светилом знойных стран.

    Я слышу роз благоуханье,
    Тебя читая в тишине,
    Фонтанов медленных журчанье
    И листья пальмы шепчут мне.

    И нет в их шепоте печали;
    Твердит он сладко сердцу вновь
    Про женщин в белом покрывале
    И сладострастную любовь.

    Твой человек, как сын природы,
    Естествен, молод и здоров.
    Не даром царства и народы
    Сошлись на твой могучий зов!

    В твоем ученье сени рая
    Не тонут в облачной дали,
    И песни гурий, замирая,
    Звучат так близко от земли.

    Мистерий тайных Византии
    И мрачной готики здесь нет, –
    Летит под своды голубые,
    Как стрелка, стройный минарет.

    Вот зодчество! В борьбе искусства
    Его, быть может, превзойдет
    Лишь простота и ясность чувства
    Живых классических красот.

    Но здесь иная дышит сила.
    В мечетях видятся ясней
    Мир Авраама, Измаила,
    Патриархальность первых дней.

    Свежей пустынного потока,
    Светлей, чем аравийский ключ,
    Коран твой, о, пророк Востока!
    Он чист, прозрачен и могуч!

    И человек, как все в творенье,
    Согретый слов твоих огнем,
    Коран твой чтит в благоговенье,
    Земное счастье видя в нем.

    ОтветитьУдалить
  2. Я Горец, настоящий горец из гор Кавказа. А мои предки все были пастухами пасшими коз, овец в горах. И вот попав в центр мировой цивилизации, в Нью-Йорк, скажу вам истину: цивилизация и погоня за деньгами - это величайший обман, лабиринт проблем из которых вы никокда не выберётесь и покоя не найдете. Нету в цивилизации ни свободы ни благополучия, безмятежной спокойной жизни, а самое главное - здоровья тоже нет. Вот когда у вас не будет денежной проблемы у вас будет другая проблема, по весу такая же тяжелая как безденежье было раньше. Мне как горцу всегда манила цивилизация и большие города, прелести городов и мегаполисов, я мечтал и стремился к ним - но пришедши я увидел всего лишь мираж благополучия и счастья.

    ОтветитьУдалить