Восток всегда привлекал внимание поэтов и писателей России. Восточная цивилиза-ция, мусульманский мир и ислам для них не враждебные понятия, а, напротив, – это мир
прекрасного, символ веры, озарение, повод для раздумий, надежды на «обнов-ление и омоложение». Так, А. Полежаев пишет о юноше в «краях Азийских»:
Там жизни радость он познает и оценит,
Г.Р.Державин (1743-1816), гордясь своим татарским происхождением и называя себя мурзой, в стихотворении «Видение Мурзы» писал: «Татарски песни из-под спуду, Как луч, потомству сообщу».
Также восхищались мусульманским миром, оставаясь христианами, русские поэты ХIХ века: А.Вяземский, А.Шишков, А.Муравьев, В.Бенедиктов, Я.Полонский, А.Фет и многие другие. Мусульманская культура вдохновляла и гений А.Пушкина. Венцом исламских мотивов поэта являются «Подражания Корану». Они так прекрасны, что в мусульманских странах их называют не «Подражания», а «Следование Корану».
Также восхищались мусульманским миром, оставаясь христианами, русские поэты ХIХ века: А.Вяземский, А.Шишков, А.Муравьев, В.Бенедиктов, Я.Полонский, А.Фет и многие другие. Мусульманская культура вдохновляла и гений А.Пушкина. Венцом исламских мотивов поэта являются «Подражания Корану». Они так прекрасны, что в мусульманских странах их называют не «Подражания», а «Следование Корану».
При чтении некоторых произведений Пушкина складывается впечатление, что его устами поэт-мусульманин восхваляет свою веру. К таким относятся, например, стихи «Стамбул гяуры нынче славят...». Они написаны будто бы истовым мусульманином:
Стамбул гяуры нынче славят,
А завтра кованой пятой,
Как змия, спящего раздавят
И прочь уйдут…
Стамбул отрекся от Пророка,
В нем правду древнего Востока
Лукавый Запад омрачил…
Ф.Тютчев «Олегов щит»:
Аллах! Пролей на нас свой свет!
Краса и сила правоверных!
Гроза гяуров лицемерных
пророк Твой – Магомет!.
М.Лермонтов «Спеша на север издалека…»:
Но сердца тихого моленья
Но сердца тихого моленья
Да отнесут твои скалы
В надзвездный край, в твое владенье,
К престолу вечному Аллы.
А.К.Толстой «Всесильной волею аллаха…»:
Всесильной волею аллаха,
Дающего нам зной и снег,
Мы возвратились с Чатырдаха
Благополучно на ночлег.
Конец XIX века. М.Михайлов переводит Коран, произведения Руми,
Саади, Джами и др. А.Апухтин пишет баллады и «Подражание арабскому», далее:
А.Майков – «Молитва бедуина», К.Бальмонт – толкование Корана, Н.Некрасов –
«Турчанка». Н.Гоголь тоже много писал об исламе. «И одному только человеку и
созданной им религии, – писал он о Пророке Мухаммеде, – обязаны они своим
блестящим существованием!» Н.Гоголь интересовался также восточной архитектурой,
которая «не носит на себе печати дремучих лесов, она вся состоит из цветов».
М.Лохвицкая «На пути к Востоку»:
Но неужели там, у вас, в Элладе,
Все женщины так тупы и мертвы?
Иль недоступны низменным созданьям
Ни ненависть, ни ревность, ни любовь?
Самое заветное слово о Востоке, об исламе, об
общечеловеческих ценностях сказал, возможно, Л.Н.Толстой в повести «Хаджи
Мурат». Горец-мусульманин, непокорный враг русских войск стал героем, воспетым
гением русской литературы. На пересечении горского фольклора, идеологии ислама,
общечеловеческих представлений о смысле жизни Толстой создал образ мирового
масштаба.
Начало XX века. Михаил Синельников в исследовании «Весенняя дорога на приснившийся Восток» отмечает, что у Нобелевского лауреата И.Бунина «стихов, пронизанных исламскими мотивами, было больше даже, чем православных. Он всю жизнь в дорожном чемодане возил с собой русский перевод Корана. Не расставался с ним. Но, наверное, у него были и другие книги, в том числе и Евангелие. Безусловно, я не хочу утверждать, что он стал мусульманином. Но он становился «исламистом» в самый миг написания стихов на эти темы».
Страстью к Востоку был увлечен и Н.Гумилев. Странствующему дервишу, умудренному суфию уподобляется в «Персидских мотивах» Сергеи Есенин. И далее: В.Хлебников, Н.Асеев, Н.Клюев, А.Ахматова...
Начало XX века. Михаил Синельников в исследовании «Весенняя дорога на приснившийся Восток» отмечает, что у Нобелевского лауреата И.Бунина «стихов, пронизанных исламскими мотивами, было больше даже, чем православных. Он всю жизнь в дорожном чемодане возил с собой русский перевод Корана. Не расставался с ним. Но, наверное, у него были и другие книги, в том числе и Евангелие. Безусловно, я не хочу утверждать, что он стал мусульманином. Но он становился «исламистом» в самый миг написания стихов на эти темы».
Страстью к Востоку был увлечен и Н.Гумилев. Странствующему дервишу, умудренному суфию уподобляется в «Персидских мотивах» Сергеи Есенин. И далее: В.Хлебников, Н.Асеев, Н.Клюев, А.Ахматова...
По материалам:
И.Ермаков. Ислам в русской литературе XV-XX вв. – Москва: Компания "Спутник",
2000.
С.Аверинцев. Гёте и Пушкин
(1749-1799-1999) // Новый Мир. – 1999. – № 6.
Владимир Шуф (1863-1913).
ОтветитьУдалитьКОРАН
Завет священный Магомета,
Ты, поэтический Коран!
Страница каждая согрета
В тебе светилом знойных стран.
Я слышу роз благоуханье,
Тебя читая в тишине,
Фонтанов медленных журчанье
И листья пальмы шепчут мне.
И нет в их шепоте печали;
Твердит он сладко сердцу вновь
Про женщин в белом покрывале
И сладострастную любовь.
Твой человек, как сын природы,
Естествен, молод и здоров.
Не даром царства и народы
Сошлись на твой могучий зов!
В твоем ученье сени рая
Не тонут в облачной дали,
И песни гурий, замирая,
Звучат так близко от земли.
Мистерий тайных Византии
И мрачной готики здесь нет, –
Летит под своды голубые,
Как стрелка, стройный минарет.
Вот зодчество! В борьбе искусства
Его, быть может, превзойдет
Лишь простота и ясность чувства
Живых классических красот.
Но здесь иная дышит сила.
В мечетях видятся ясней
Мир Авраама, Измаила,
Патриархальность первых дней.
Свежей пустынного потока,
Светлей, чем аравийский ключ,
Коран твой, о, пророк Востока!
Он чист, прозрачен и могуч!
И человек, как все в творенье,
Согретый слов твоих огнем,
Коран твой чтит в благоговенье,
Земное счастье видя в нем.
Я Горец, настоящий горец из гор Кавказа. А мои предки все были пастухами пасшими коз, овец в горах. И вот попав в центр мировой цивилизации, в Нью-Йорк, скажу вам истину: цивилизация и погоня за деньгами - это величайший обман, лабиринт проблем из которых вы никокда не выберётесь и покоя не найдете. Нету в цивилизации ни свободы ни благополучия, безмятежной спокойной жизни, а самое главное - здоровья тоже нет. Вот когда у вас не будет денежной проблемы у вас будет другая проблема, по весу такая же тяжелая как безденежье было раньше. Мне как горцу всегда манила цивилизация и большие города, прелести городов и мегаполисов, я мечтал и стремился к ним - но пришедши я увидел всего лишь мираж благополучия и счастья.
ОтветитьУдалить